Киракозова Оксана Арташевна
Формирование творческой активности детей на занятиях объединения «Начальное техническое моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на окружном методическом объединении педагогических работников учреждений дополнительного образования
Георгиевского городского округа
Формирование творческой активности детей на занятиях объединения
«Начальное техническое моделирование»
Киракозова О. А.,
педагог дополнительного образования
МУДО ДДТ
Публикация «Формирование творческой активности детей на занятиях объединения „Начальное техническое моделирование“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе стало формирование творческой активности детей. Мы – педагоги должны воспитывать у детей смекалку, воображение, фантазию, творческий подход к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Творчество может иметь место в любой сфере деятельности человека.
Техническое творчество – это деятельность учащихся в области техники, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят «йоту нового».
В современных условиях интерес детей к технике возникает очень рано, еще в дошкольном возрасте проявляются у них явные технические наклонности. Взрослые часто сетуют на то, что не успеешь сыну купить игрушку, как он ее уже разобрал, сломал. Порой взрослые в недоумении, что толкает ребенка на это жажда знания, стремление понять, почему автомат трещит и крутятся колеса машины. Интерес, как утверждают психологи, это мотив, стимул к действию. В чем он проявляется? Ребенку уже неинтересно вырезать из бумаги фигурки, ему нужно самому построить самолет или ракету, машину, обязательно действующую. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
С 2013 года в Доме детского творчества успешно реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» для учащихся от 7 до 11 лет. Программа расширяет представления учащихся о технике, знакомит с историей возникновения технических изобретений, с именами выдающихся конструкторов и ученых, а также даёт элементарные навыки в области математики, геометрии, трудового обучения в доступной и увлекательной форме.
Широкие возможности и условия для развития технических способностей учащихся объединения создает познавательно – творческое обучение, основанное на системе творческих заданий. Поэтому даже при работе с детьми I года обучения, когда основные технологические процессы уже освоены, я обращаю внимание на творческую сторону. Несмотря на то, что дети выполняют работу по шаблонам, всячески поощряю стремление детей внести в работу выдумку, стремление находить что - то новое, дополнять данную форму.
В программе запланированы занятия по постройке моделей по собственному замыслу в течение всего курса обучения. На этих занятиях у детей формируются умения самостоятельно решать вопросы конструирования, моделирования, творческой активности и изобретательности. С ребятами постарше выполняем сюжетные композиции. Такая работа состоит из нескольких этапов: выбор сюжета, материалов, моделей техники для композиции, изготовление макета, моделей техники для композиции. Работа над сюжетными композициями носит творческий характер.
Техническое моделирование имеет большое значение не только для трудового обучения, но и для нравственного воспитания школьников. Работа в объединении – это серьезный труд для школьника, требующий организованности, дисциплинированности, волевых усилий. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и сточки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Также в процессе работы у ребенка развивается: мелкая моторика рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, фантазию, волевые качества - усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца.
Творческая деятельность в детском объединении отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества.
Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!"
Обобщая сказанное можно с уверенность сказать, что все учащиеся объединения «Начальное техническое моделирование» – активные творцы. Они рисуют, строят дома, конструируют космические ракеты и летающие тарелки, создают свое, новое, никому ранее не приходившее в голову. Задача – развивать творческое начало, заложенное в детях, успешно решается в нашем объединении.