Ольга Третьякова
Формирование творческих способностей детей 4–5 лет на занятиях кружка «Радуга красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Третьякова О. Г.
Формирование творческих способностей детей 4-5 лет
на занятиях кружка «Радуга красок»
Структурное подразделение МКОУ «Чатлыковская СОШ»
- Чатлыковский детский сад
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой. мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок ”.
В. А. Сухомпинский
Публикация «Формирование творческих способностей детей 4–5 лет на занятиях кружка „Радуга красок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
При разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС перед коллективом педагогов стал вопрос - что будет входить в часть Программы, формируемой участниками образовательного процесса.
В мае прошлого года на групповом родительском собрании мной было проведено анкетировании «Интересы и увлечения ваших детей», с целью определения содержания кружковой роботы ни новый учебный год. Обработав данные анкеты, пришла к выводу: большинство детей склонны к рисованию, что соответствует возрастным особенностям. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их па практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно- творческие способности, ребенок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального
образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, гем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
-Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
-Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
-Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
-Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
-Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей :
-Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
-Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
-Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
-Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
-Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
-Проявление фантазии, художественного творчества;
-Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение топко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой:- "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит па второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
С этой целью мной была разработана программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Радуга красок». В рамках занятий кружка дети неограниченны в
возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах
-Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, .природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношении, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Методы проведения занятия :
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы. совет); наглядные, практические, игровые.
Используемые методы
-дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования-
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий : .количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится
З6 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме
кружковой работы.
Формы подведения итогов :
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер – класса среди педагогов
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует :
- развитию мелкой моторики рук;
-обострению тактильного восприятия;
-улучшению цветовосприятия;
-концентрации внимания;
-повышению уровня воображения и самооценки.
-расширение и обогащение художественного опыта.
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, сообщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-сформируются навыки трудовой деятельности -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Я считаю, что моя работа даё т положительный результат:
рисование с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, а наоборот, вызывает стремление заниматься таким интересным делом, интересен и сам процесс выполнения работы.
нетрадиционная техника рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться за успехи своих детей.