Татьяна Кузьмина
Формирование толерантной личности дошкольников посредством ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Мы пришли работать на подготовительную группу детей от 6-до7 лет с нарушением речи. Получилось так, что в группе произошла замена двух воспитателей одновременно. Как, всегда приходя на новое рабочее место, относишься с осторожностью, любопытством к новому коллективу. Стараясь распознать климат отношений в группе, отношение к тебе как к новому лицу в детском коллективе. Постепенно стали замечать, что в группе, казалось бы, среди давно существующего коллектива детей существуют свои проблемы связанные с эмоциональными проявлением детей. (ссоры, драки, повышенная тревожность у некоторых ребят, вспыльчивость, агрессивность)
Публикация «Формирование толерантной личности дошкольников посредством ФГОС» размещена в разделах
Давно известно, что существует ряд качеств связанных с эмоциями человека. Это эмпатия, которая первоначально означает процесс вчуствования, то есть эмоционального проникновения в состояние другого. А неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводит ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит на 80 процентов от коэффициента эмоционального развития.
В последние годы происходит активное реформирование образования, но на фоне этих прогрессивных изменений эмоциональной сфере ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно давно, что согласование этих двух систем их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Я решила воспользоваться этой возможностью на своей группе детей и проследить ситуацию эмоционального развития. Изучив литературу по данной проблеме.
На первом этапе своей работы я провела диагностику по изучению социальных эмоций (источник Э. Д. Гейци учебное пособие Диагностика детей.) на начало учебного года. Проанализировав результаты, получился вот такой вывод:
В беседе принимало участие 16 детей в возрасте 6-7 лет подготовительной группы на начало учебного года. Анализ результатов индивидуального опроса состоящего из 2х серий вопросов, проводился по 6 пунктам. И выявил результаты:
1. К сверстникам, предлагаемым, в ситуациях беседы все 16 детей относились по-разному, после некоторого колебания вживались в роль с трудом, либо быстро из нее стремились выйти, если что-то провоцировало;
2. С оказанием помощи другому, возникли затруднения одни пытались уйти от ответа, либо отвечали, что не знаю ( Глеб: потому что сам не знаю);
3. Чувство долга стремились проявлять все 16, но каждый на уровне личной мотивации. В большинстве прозвучал аргумент, что потом мне тоже ни кто не будет помогать.
4. Эмоциональное состояние другого замечают единицы, лишь в ситуациях схожими со своими ( Настя: потому, что когда упадешь больно; Кристина: не буду разговаривать);
5. Проявление заботы оказалось на высоком уровне можно считать по отношению к котенку с улицы (все его заберут домой, либо будут кормить в подъезде, к плачущей сестренке – один ребенок сказал:- «пусть Коля поиграет, она потом поспит.», но отвечавший на вопрос ребенок оказался единственным в семье;
6. Реакция на успех товарища, почему-то оказалась у всех 16 ребят одинаковой (воспитатель же сказала, что Таня у тебя очень красивый рисунок, ни кто не стал оспаривать мнение воспитателя, т. е старшего по возрасту.
При обработке данных я обратила особое внимание на односложность ответов, дети отвечали «да, нет». А когда звучал вопрос на мотивацию поступка:- «почему?». То возникали у ребят затруднения, звучал ответ «потому, что не знаю».
Итак, очередным подтверждением, прозвучало знание детьми норм и правил присутствует, а для чего и, как не известно, и не понятно, что в реальных условия приводит к расхождению, не выполняют того, что знают, а поступают по другом. То есть на прямую, поступок ребенка в той или иной ситуации зависит от социальных эмоций на данный момент, но не от знаний норм и правил. Как правило, дети редко вспоминают, как нужно поступить по правилам.
Выяснив результаты, было принято решение спланировать работу, так чтоб помочь детям группы справится со своими эмоциями, научить чувствовать окружающих их людей. Дети по-своему ведь видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Я предложила детям:
«Уроки добра» - занятия на тему «Ссора», «Поговорим о доброте» (источник С. И. Сёминко Развитие и воспитание дошкольника 2002);
2. Участие в интервью для новогодней Интернет страницы – на темы «Чем запомнился уходящий год? Если бы я был дедом Морозом (снегурочкой?
3. Письмо ко дню Валентина в соседний детский сад;
4. Родителям консультации темы: «Правила семейного этикета»; «Как научить ребенка контролировать свою агрессию»; «как помочь стать самостоятельным» (журнал Дошкольное воспитание №12/2007);
5. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?» (источник Фалькович -O- -O-)
В конце учебного года, я вновь воспользовалась диагностиками (источник Э. Д. Гейци учебное пособие Диагностика детей.) для изучения социальных эмоций
Проанализировав результаты, получился вот такой вывод:
В беседе принимало участие все те же 16 детей в возрасте 6-7 лет подготовительной группы. Анализ результатов индивидуального опроса состоящего из 2х серий вопросов, проводился по 6 пунктам. И выявил результаты:
1. К сверстникам, предлагаемым, в ситуациях беседы все 16 детей стали относится иначе, не боясь, входили в роль сверстника;
2. С оказанием помощи другому, были доброжелательнее и стремились помочь;
3. Чувство долга стремились проявлять все, как и в начале года, но мотив изменился (потому, что так надо Лера М.);
4. На эмоциональное состояние сверстника стали обращать внимание (что не всегда согласен выполнять другой, что тебе хочется Кристина);
5. Проявление заботы оказалось на высоком уровне, как и прежде (все котенка забирают либо к родственникам и соседям, если нельзя домой);
6. Реакция на успех товарища, изменилась, и некоторые дети стали высказывать свою позицию (а почему не мой, мой тоже рисунок хороший Алёша).
Проследив ответы детей и поведение их в деятельности просматривается возможность к формированию качеств личности