Хаять Чеколдаева
Формирование связной речи у детей через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из причин этой проблемы является то, что из жизни детей уходит игра со сверстниками, в которой нужно общаться. На смену сюжетно-ролевой игре приходит виртуальная реальность, где не надо договариваться и строить взаимоотношения.
Игра, и прежде всего, сюжетно–ролевая, оказывает положительное воздействие на становление речи. В процессе сюжетно-ролевой игры дети вынуждены общаться друг с другом, комментировать свои действия. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка, формирует его грамматический строй речи.
Публикация «Формирование связной речи у детей через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Возникает вопрос, как же научить ребёнка играть в сюжетно-ролевую игру?
Во-первых, ребёнок должен иметь представление об определенной деятельности взрослого человека, которую он собирается прожить в игре.
Значит, дошкольникам сначала надо показать деятельность взрослых в определенной сфере.
Во-вторых, проиграть взрослым несколько раз и только потом, если эта деятельность затронула детей, они будут играть самостоятельно.
Приведу пример из опыта работы. Когда была предложена игра в «Цирк», дети не стали в неё играть, потому что они про цирк знали очень мало.
С помощью наводящих вопросов, в диалоге мы обсудили основные цирковые профессии (гимнаст, клоун, силач, фокусник, дрессировщик, жонглёр) и выяснили деятельность каких цирковых артистов больше всего нравится детям. Беседа сопровождалась показом картинок и презентации "Цирк". Перед этим мы совместно просмотрели мультфильмы "Приключение льва Банифация", "Приключения Фунтика", прочитали стихотворение С. Я. Маршака «Цирк», рассказы В. Драгунского «Девочка на шаре» и Л. Н. Толстого "Слон", отгадывали "цирковые" загадки и нарисовали "Веселого клоуна".
После этого мы из стульчиков соорудили автобус и поехали в цирк. В первой игре я сама распределяла все роли. Покатались на лошадках перед цирком (дети по очереди были лошадками. Купили билеты в кассе. Затем из кубиков соорудили арену и начали выступать в роли цирковых артистов. Через какое-то время я заметила, что дети стали играть в эту сюжетно-ролевую игру самостоятельно. Их словарный запас пополнился новыми словами "жонглер", "дрессировщик ", "фокусник" и т. д. Дети воспроизводили диалоги между покупателем и кассиром, посетителем цирка и контролером, монологи клоуна и команды дрессировщика.
Практика показывает, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в формировании связной речи детей. Когда ребенок берет на себя роль, он вынужден говорить за того, кого он изображает. В сюжетно-ролевой игре всегда должен быть партнер. Если есть продавец, то должен быть покупатель, парикмахер предполагает, что должен быть в игре клиент, брать на себя роль врача не имеет смысла, если нет "больного". Поэтому в сюжетно - ролевой игре ребенок вынужден общаться, что подразумевает совершенствование разговорной речи и обогащение словарного запаса. Многолетняя работа с детьми позволяет сделать вывод: если у детей проблемы с речью, надо их вовлекать в сюжетно-ролевые игры, так как такие игры помогают корректировать и обогащать речь любого ребенка.
В какие же игры в основном играют наши дети. ?
На бытовую тему: это «Семья», День рождения», «Дочки матери» и т. д.
Игры на такие темы, в которых отражается труд людей: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет» и другие.
На патриотические темы: «Мы – военные», «Разведчики», «Моряки»…
Игры на темы литературных произведений.
И «Режиссёрские игры», в которых ребёнок говорит и выполняет действия кукол».
Хочется отметить самую любимую игру наших детей – это «Детский сад», где они полностью копируют нас, работников детского сада, потому что они изо дня в день наблюдают за нашей работой и поэтому им близка эта тема.