МААМ-картинки

Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки (1 фото)

Ольга Ключка
Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки

Одной из первостепенных задач работы с детьми дошкольного возраста является полноценное формирование у них речи. Хорошо развитая речь является предпосылкой для успешного осуществления всей воспитательно-образовательной работы с детьми. От уровня развития речи зависит степень усвоения ребенком знаний и представлений о явлениях общественной жизни, уровень познавательного развития и познавательной активности, развитие таких психических процессов, как память, внимание, мышление. Основная роль речи принадлежит способности ребенка к коммуникации и взаимодействию с окружающими людьми. Отсюда следует, что хорошо развитая речь является показателем успешности всестороннего развития ребенка, включая познавательное и коммуникативное развитие. Перед педагогами стоит задача формирования и развития у детей всех сторон речи: лексической, грамматической, связной. При этом основным направлением выступает работа по развитию связной речи, которая представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, определяет уровень речевого и умственного развития ребенка и проявляется в двух основных формах: диалоге и монологе.

Публикация «Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах

Необходимость развития связной речи отображена в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предполагает: «овладение языком как ценнейшим сокровищем нации, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, как самого действенного проявления национальной культуры»

Особенная роль в развитии связной речи детей принадлежит художественной литературе, в частности сказкам. Сказка является одним из первых произведений художественной литературы, с которым знакомится ребенок. Она богата выразительными средствами языка, юмором, живыми и образными выражениями. С помощью сказки дошкольнику раскрывается богатство родного языка, ребенок обогащает лексический запас новыми словами, образными выражениями, эмоциональной и поэтической лексикой. Яркость, образность, простота, возможность использовать для передачи образа одни и те же речевые формы, присущие русскому языку, дают возможность сделать сказку главным средством развития связной речи дошкольников. Многие авторы уделяли внимание использованию сказки в работе по развитию речи детей. К их числу можно отнести таких авторов, как: М. К. Боголюбская, Н. М. Ведерникова, Н. В. Гавриш, Л. М. Гурович, И. К. Зимина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. С. Карпинская, Т. И. Петрова, Е. В. Полевина, В. Я. Пропп, Ю. А. Руденко, Д. Ю. Соловьев, Т. А. Ткаченко, О. С. Ушакова, Л. Б. Фесюкова. В работах подчеркивается, что сказка является мощным средством для развития словарного запаса ребенка, раскрывает пример составления различных предложений, содержит готовые художественные обороты и метафоры, знакомит с грамматическим строем родного языка. В процессе работы над сказками складываются условия, в которых ребенок пересказывает отрывки, учится рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии развития событий. Такая работа незаменима для формирования связной речи.

Достаточно хорошо развитая связная речь выступает основным достижением ребенка дошкольного возраста, показателем его познавательного и коммуникативного развития. Работа по формированию, развитию и совершенствованию речи дошкольника выступает ведущим направлением всей воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях детского сада. Проблемы с усвоением навыков связной речи дошкольника влекут за собой ряд других проблем, таких как недостаточность усвоения знаний, низкая познавательная активность, проблемы с общением в кругу сверстников и со взрослыми и другие. В связи с этим, работа по развитию речи должна осуществляться педагогами повседневно, во всех видах деятельности и формах взаимодействия с детьми. Весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении является фундаментальным для активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической, развития связной речи. Именно связная речь выступает основным показателем успешного психологического и познавательного развития ребенка, обеспечивает успешность усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Под связной речью принято понимать оформленную при помощи речевых средств мысль, которая состоит из нескольких логически обусловленных и взаимосвязанных фраз и предложений, раскрывающих мысли, чувства и переживания говорящего; продукт рече-мыслительной деятельности человека, для которого характерна завершенность, структурная целостность, целенаправленность. Основной функцией связной речи выступает коммуникативная функция, которая осуществляется в двух основных формах связной речи: монолог и диалог. Под диалогом понимается разговор, осуществляемый между двумя или несколькими собеседниками, который основан на вопросах и ответах, последовательно сменяющих друг друга. Монолог осуществляется говорящим в процессе длительного времени, не направлен на мгновенную реакцию слушателей, его основная задача состоит в том, чтобы выразить мысли говорящего. В педагогической литературе принято выделять несколько типов монологов: повествование, описание, рассуждение. Для диалога мотивирующим фактором выступает сама ситуация межличностного общения, состоящая из обмена репликами, для монолога- побуждают внутренние мотивы (состояние, настроение, желание, намерения).

Усвоение ребенком родной речи происходит постепенно и связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития. Возрастные закономерности развития определяют специфику развития связной речи ребенка в различные возрастные периоды. К окончанию дошкольного возраста связная речь достигает достаточно высокого уровня. Если диалог развивается как форма речи сам по себе, в процессе ежедневного общения ребенка с окружающими, то для развития монолога требуется целенаправленная работа.

В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно употреблять в собственной речи различные морфологические категории и формы речи, различные непроизвольные высказывания. Происходит совершенствование навыков понимания речи (понимание словесной инструкции, указаний, сюжета литературного произведения и т. п.). Ребенок начинает использовать речь не только для осуществления общения, но и для познавательного развития, для получения необходимых знаний посредством словесных объяснений со стороны окружающих его взрослых. Ребенку доступны наиболее простые формы диалогической речи (ответы на вопросы, развивается способность вступать в диалоги и поддерживать их, принимать участие в коллективном диалоге, использовать элементарные формы речевого этикета. Значительно обогащается и расширяется смысловое содержание детских высказываний, ребенок способен самостоятельно и правильно строить простые распространенные предложения, используя разные слова и различный их порядок, составлять с помощью педагога пересказы литературных произведений, рассказывать о событиях из жизни, составлять рассказы по картине, игрушке. Однако, речь младших дошкольников все еще ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Дети испытывают определенные трудности в подборе слов для составления предложений, выборе темы высказывания, сюжета высказывания, преобладает формальная связь между предложениями в тексте.

Сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста. В методической литературе имеется определенная классификация сказок: сказки о животных (животный эпос); волшебные (или чудесные) сказки; социально - бытовые сказки; авантюрно - новеллистические сказки. В процессе работы над сказками повышается речевая активность детей, приобретаются и развиваются умения составлять пересказы, развивается способность к установлению словесной связи между сказочными событиями, развиваются навыки построения речевых умозаключений, способность связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями.

С помощью сказки можно организовать работу по развитию у детей диалогической речи, формировать умение запоминать и передавать последовательность действий сказки и ее сюжет. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, рассматривание иллютраций, драматизация, дидактические игры и задания (придумывание продолжения сказки, изменение сюжета сказки, рассказывание сказки по ролям, озвучивание картинок, составление рассказов по картинке и серии картин, раскрывающих сюжет сказки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина / - М. : Академия, 2015. – 400 с.

2. Антипова, Ж. В Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. училищ и пед. ин-тов спец. № 03.07.02 " Педагогика и психология (дошкольная)" [Текст] / Ж. В. Антипова – М. : Дана, 2012. – 220 с.

3. Арушанова,А. Г. Речь и речевое общение детей. [Текст]/ А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика–Синтез, 2018 – 272с.

4. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. / О. А. Бизикова - Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.

5. Боголюбская М. К., Художественное чтение а рассказывание в детском саду [Текст] / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. - М. : Просвещение, 2010.- 594 с.

6. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]/ А. М. Богуш. – М. : Дана, 2015. – 212 с.

7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011.-255с.

8. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка. [Текст]/ Н. М. Ведерникова – М. : Наука, 2015. – 135 с.

9. Виноградов В. В. О теории русской художественной речи. / В. В. Виноградов [Учебное пособие]. – М. : Высшая школа, 1971. – 240 с

10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст]/ Л. С. Выготский – М. : Педагогика, 1999. – 503 с.

Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки
Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки
Опубликовано: 9 августа 2021 в 23:29
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ключка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД