Ольга Ключка
Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки
Одной из первостепенных задач работы с детьми дошкольного возраста является полноценное формирование у них речи. Хорошо развитая речь является предпосылкой для успешного осуществления всей воспитательно-образовательной работы с детьми. От уровня развития речи зависит степень усвоения ребенком знаний и представлений о явлениях общественной жизни, уровень познавательного развития и познавательной активности, развитие таких психических процессов, как память, внимание, мышление. Основная роль речи принадлежит способности ребенка к коммуникации и взаимодействию с окружающими людьми. Отсюда следует, что хорошо развитая речь является показателем успешности всестороннего развития ребенка, включая познавательное и коммуникативное развитие. Перед педагогами стоит задача формирования и развития у детей всех сторон речи: лексической, грамматической, связной. При этом основным направлением выступает работа по развитию связной речи, которая представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, определяет уровень речевого и умственного развития ребенка и проявляется в двух основных формах: диалоге и монологе.
Публикация «Формирование связной речи младших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Необходимость развития связной речи отображена в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предполагает: «овладение языком как ценнейшим сокровищем нации, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, как самого действенного проявления национальной культуры»
Особенная роль в развитии связной речи детей принадлежит художественной литературе, в частности сказкам. Сказка является одним из первых произведений художественной литературы, с которым знакомится ребенок. Она богата выразительными средствами языка, юмором, живыми и образными выражениями. С помощью сказки дошкольнику раскрывается богатство родного языка, ребенок обогащает лексический запас новыми словами, образными выражениями, эмоциональной и поэтической лексикой. Яркость, образность, простота, возможность использовать для передачи образа одни и те же речевые формы, присущие русскому языку, дают возможность сделать сказку главным средством развития связной речи дошкольников. Многие авторы уделяли внимание использованию сказки в работе по развитию речи детей. К их числу можно отнести таких авторов, как: М. К. Боголюбская, Н. М. Ведерникова, Н. В. Гавриш, Л. М. Гурович, И. К. Зимина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. С. Карпинская, Т. И. Петрова, Е. В. Полевина, В. Я. Пропп, Ю. А. Руденко, Д. Ю. Соловьев, Т. А. Ткаченко, О. С. Ушакова, Л. Б. Фесюкова. В работах подчеркивается, что сказка является мощным средством для развития словарного запаса ребенка, раскрывает пример составления различных предложений, содержит готовые художественные обороты и метафоры, знакомит с грамматическим строем родного языка. В процессе работы над сказками складываются условия, в которых ребенок пересказывает отрывки, учится рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии развития событий. Такая работа незаменима для формирования связной речи.
Достаточно хорошо развитая связная речь выступает основным достижением ребенка дошкольного возраста, показателем его познавательного и коммуникативного развития. Работа по формированию, развитию и совершенствованию речи дошкольника выступает ведущим направлением всей воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях детского сада. Проблемы с усвоением навыков связной речи дошкольника влекут за собой ряд других проблем, таких как недостаточность усвоения знаний, низкая познавательная активность, проблемы с общением в кругу сверстников и со взрослыми и другие. В связи с этим, работа по развитию речи должна осуществляться педагогами повседневно, во всех видах деятельности и формах взаимодействия с детьми. Весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении является фундаментальным для активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической, развития связной речи. Именно связная речь выступает основным показателем успешного психологического и познавательного развития ребенка, обеспечивает успешность усвоения необходимых знаний, умений и навыков.
Под связной речью принято понимать оформленную при помощи речевых средств мысль, которая состоит из нескольких логически обусловленных и взаимосвязанных фраз и предложений, раскрывающих мысли, чувства и переживания говорящего; продукт рече-мыслительной деятельности человека, для которого характерна завершенность, структурная целостность, целенаправленность. Основной функцией связной речи выступает коммуникативная функция, которая осуществляется в двух основных формах связной речи: монолог и диалог. Под диалогом понимается разговор, осуществляемый между двумя или несколькими собеседниками, который основан на вопросах и ответах, последовательно сменяющих друг друга. Монолог осуществляется говорящим в процессе длительного времени, не направлен на мгновенную реакцию слушателей, его основная задача состоит в том, чтобы выразить мысли говорящего. В педагогической литературе принято выделять несколько типов монологов: повествование, описание, рассуждение. Для диалога мотивирующим фактором выступает сама ситуация межличностного общения, состоящая из обмена репликами, для монолога- побуждают внутренние мотивы (состояние, настроение, желание, намерения).
Усвоение ребенком родной речи происходит постепенно и связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития. Возрастные закономерности развития определяют специфику развития связной речи ребенка в различные возрастные периоды. К окончанию дошкольного возраста связная речь достигает достаточно высокого уровня. Если диалог развивается как форма речи сам по себе, в процессе ежедневного общения ребенка с окружающими, то для развития монолога требуется целенаправленная работа.
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно употреблять в собственной речи различные морфологические категории и формы речи, различные непроизвольные высказывания. Происходит совершенствование навыков понимания речи (понимание словесной инструкции, указаний, сюжета литературного произведения и т. п.). Ребенок начинает использовать речь не только для осуществления общения, но и для познавательного развития, для получения необходимых знаний посредством словесных объяснений со стороны окружающих его взрослых. Ребенку доступны наиболее простые формы диалогической речи (ответы на вопросы, развивается способность вступать в диалоги и поддерживать их, принимать участие в коллективном диалоге, использовать элементарные формы речевого этикета. Значительно обогащается и расширяется смысловое содержание детских высказываний, ребенок способен самостоятельно и правильно строить простые распространенные предложения, используя разные слова и различный их порядок, составлять с помощью педагога пересказы литературных произведений, рассказывать о событиях из жизни, составлять рассказы по картине, игрушке. Однако, речь младших дошкольников все еще ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Дети испытывают определенные трудности в подборе слов для составления предложений, выборе темы высказывания, сюжета высказывания, преобладает формальная связь между предложениями в тексте.
Сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста. В методической литературе имеется определенная классификация сказок: сказки о животных (животный эпос); волшебные (или чудесные) сказки; социально - бытовые сказки; авантюрно - новеллистические сказки. В процессе работы над сказками повышается речевая активность детей, приобретаются и развиваются умения составлять пересказы, развивается способность к установлению словесной связи между сказочными событиями, развиваются навыки построения речевых умозаключений, способность связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями.
С помощью сказки можно организовать работу по развитию у детей диалогической речи, формировать умение запоминать и передавать последовательность действий сказки и ее сюжет. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, рассматривание иллютраций, драматизация, дидактические игры и задания (придумывание продолжения сказки, изменение сюжета сказки, рассказывание сказки по ролям, озвучивание картинок, составление рассказов по картинке и серии картин, раскрывающих сюжет сказки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина / - М. : Академия, 2015. – 400 с.
2. Антипова, Ж. В Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. училищ и пед. ин-тов спец. № 03.07.02 " Педагогика и психология (дошкольная)" [Текст] / Ж. В. Антипова – М. : Дана, 2012. – 220 с.
3. Арушанова,А. Г. Речь и речевое общение детей. [Текст]/ А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика–Синтез, 2018 – 272с.
4. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. / О. А. Бизикова - Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
5. Боголюбская М. К., Художественное чтение а рассказывание в детском саду [Текст] / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. - М. : Просвещение, 2010.- 594 с.
6. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]/ А. М. Богуш. – М. : Дана, 2015. – 212 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011.-255с.
8. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка. [Текст]/ Н. М. Ведерникова – М. : Наука, 2015. – 135 с.
9. Виноградов В. В. О теории русской художественной речи. / В. В. Виноградов [Учебное пособие]. – М. : Высшая школа, 1971. – 240 с
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст]/ Л. С. Выготский – М. : Педагогика, 1999. – 503 с.