Марина Фортуна
Формирование связной речи и логического мышления у дошкольников с использованием сюжетных картинок
▼ Скачать
Аннотация. Данная статья поможет рассмотреть проблему развития связной речи у детей. Это может быть связано с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по серии сюжетных картинок. Используя эту методику, я решила поделиться с вами своим опытом.
Публикация «Формирование связной речи и логического мышления у дошкольников с использованием сюжетных картинок» размещена в разделах
Введение. Развитие речи считается одним из важнейших направлений в работе воспитателя, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста этому направлению посвящены одноименные разделы.
Мы выбрали данную тему, так как нам кажется, что картинам как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребёнка для развития его мыслительной способности и речи, но так как не у всех детей есть много личного опыта, то картины раздвигают для них поле непосредственного восприятия окружающей действительности. Образы, представления, ими вызванные, конечно, менее ярки, чем те, которые даёт реальная жизнь, но, во всяком случае они несравненно более ярки и определены, чем образы вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех её проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.
Связная речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Поскольку обучение связной речи в дошкольном детстве опирается на наглядный материал, прежде всего на картинку, для методики необходимо знание особенностей восприятия картинки дошкольниками.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Стремление ребенка отразить свои действия в речи очень важно для развития умственных способностей, так как в речи закрепляются и синтезируются результаты работы мышления, успехи познавательной деятельности. Велика роль речи, но словам А. А. Люблинской, и в вычленении, прежде всего, самого действия от предмета, с которым это действие связано. Это позволяет формировать у детей обобщенные обозначения, отвлеченные действия и использовать их не только в данном конкретном случае, но и в других. Развитие связной речи играет особую роль не только в процессе умственного, но и в процессе общего психического развития ребенка.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описывание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста. Так Константин Дмитриевич Ушинский, ссылаясь на особенности детей дошкольного возраста, писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но, свяжите с картинками двадцать таких слов, ребенок усвоит их на лету. Вы объясните ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает, вы объясните тому же ребёнку сложную картину, и он понимает быстро».
Е. А. Аркин так раскрывает природу детских сравнений: «Через посредство сравнений он (ребёнок) как бы накладывает на предметы более густые краски, делает их для себя нагляднее, конкретнее и ярче, придаёт обыденному необычайный вид и таким путём питает свою эмоциональность. Иногда эти сравнения поражают своей оригинальностью и вскрывают неожиданные результаты детской наблюдательности»[3].
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение»[25].
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах Сергея Леонидовича Рубинштейна, Евгении Александровны Флёриной, Анны Александровны Люблинской и других педагогов-психологов. В исследованиях отмечается, что даже в два года ребёнок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь : умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Таким образом, цель нашего исследования изучить пути развития связной речи по серии сюжетных картинок у дошкольников.
Объект – повествовательная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – содержание и методика использования сюжетных картинок в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования: мы полагаем, что серия сюжетных картинок окажет положительное влияние на развитие связности речи дошкольника, поскольку она обогащает содержание детской речи и одновременно выступает в качестве модели построения связного высказывания.
Задачи:
1. Исследовать литературу по проблеме развития повествовательной речи у дошкольников.
2. Выявить наиболее эффективные приемы работы по серии сюжетных картинок с целью развития связной детской речи.
3. Определить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта.
3. Наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной жизни.
4. Беседа с детьми и воспитателем.
5. Диагностическое обследование речи детей старшего дошкольного возраста.
6. Анализ и обработка материала.
Педагогическая технология. Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств.
Во — первых, в связной речи реализуется основная функция речи — коммуникативная (общения).
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка.
В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью рассматривается как стержень формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь — это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать. Отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их различными способами связей.
Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, а также фотографии. По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети составляют связанный повествовательный рассказ. На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать) Кроме того, ребенку нужно установить связи между объектами, персонажами. Пониманию задания помогают небольшая вводная беседа.
Для обучения составлению рассказа мы рекомендуем использовать серии сюжетных картинок, отвечающие следующим требованиям:
1)серия должна включать в себя 4 картинки, связанных одних сюжетом;
2)сюжетные картинки, входящие в состав серии, должны быть цветными, а изображение на них — чётким;
3)содержание серии сюжетных картинок должно быть доступно и интересно детям, а также связано с окружающей действительностью.
Так, например можно использовать серии сюжетных картин, представленные в следующих наглядных пособиях: Волкова Ю. С. «Рассказы по рисункам», Воробьёва Т. А. «Составляем рассказ по серии сюжетных картин».
Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для данного возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия — начинает описание одного предмета, а ребенок заканчивает двумя — тремя предложениями.
В старших группа при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Детям старшего возраста предполагается внимательное всматриваться в изображение, рассказывать подробнее.
В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события. В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения. Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. В процессе обучения дошкольников используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются отдельные картины и серии сюжетных картин. При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рассказа воспитателя, в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления.
Таким образом, при обучении составления рассказа по серии сюжетных картин формируется у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
Список литературы
1. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. -231с.
2. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине : Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
3. Если дошкольник плохо говорит : Учебно-методическое пособие / Ткаченко Т. А. — СПб: Издательство Эксмо, 2017. - 96.