Рената Иванова
Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) исследовали многие авторы (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. Е Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко и др.).
Развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.
Публикация «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, - даже если отсутствуют патологии в речевом и психическом развитии. Если же ребенок имеет общее недоразвитие речи, то этот процесс многократно усложняется.
В дошкольный период развитию связной речи придается особое значение. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Формирование связной монологической речи у дошкольников, считает В. П. Глухов, относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, где формирование и развитие монологической речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической
деятельности.
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР III уровня, формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Для выявления состояния связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией был проведен констатирующий эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента детям были а предложена серия заданий, направленных на выявление уровня сформированности связной монологической речи. При оценке выполнения заданий учитывались такие показатели как: смысловая целостность высказывания, лексико-грамматическое оформления высказывания, самостоятельность выполнения задания.
По окончании констатирующего эксперимента были выделены уровни развития связной монологической речи.
Ни один из обследованных детей не показал высокий уровень развития связной монологической речи, уровень развития выше среднего показало 2 ребёнка (20%, средний уровень развития показали 5 детей (50%, уровень развития связной монологической речи ниже среднего показали 3 ребёнка (30%) из 10 обследованных.
Обучение дошкольников проводилось в 3 этапа:
1) Подготовительный этап, целью которого было достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.
На этом этапе были использованы такие упражнения как:
- Упражнения на составление предложений по картинкам
(предметным, ситуационным и др.).
- Составление предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с «двойной предикативностью».
- Составление фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум).
- В целях развития навыков ведения диалога были организованы специальные сюжетно-ролевые и дидактические игры: «На приеме у
врача», «Магазин игрушек», «Весёлое путешествие» и др.
- Для развития лексического и грамматического базиса связной речи были использованы упражнения на подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета («Узнай, о чем это», «Подбери слово», упражнения на подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия («Скажи по другому», «Скажи наоборот», «Определи, о ком так можно сказать» и др., упражнения на подбор слов-действий людей и животных («Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», упражнения на закрепление падежных форм
существительных и другие упражнения.
2) Основной этап, целью которого было формирование навыков
связного высказывания.
На данном этапе проводилось обучение детей пересказу, обучение рассказыванию по серии сюжетных картин, обучение рассказу-описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества.
Обучение пересказу на материале каждого произведения проводилось на 2 занятиях: 1-е занятие – организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, направленных на организацию внимания детей, подготовку их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др., чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»); 2-е занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.
Занятие по обучению рассказыванию по серии картин проводилось на 2-х занятиях: на первом занятии проводился последовательный разбор каждой картинки серии, в ходе которого дети учились выделять «действенную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещались одним - двумя детьми на наборном полотне. По вопросам определялось общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляли высказывания по каждой из последовательных картинок. На втором занятии дети поочередно составляли рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом.
При обучении рассказу-описанию предметов были использованы следующие виды работ:
- описание предметов по основным признакам;
- обучение развернутому описанию предмета;
- закрепление полученных навыков составления рассказа-описания;
- усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществлялось в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания. С этой целью были проведены следующие игры: «Магазин», «Кто нашел собачку?» и др.
В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводились занятия по придумыванию продолжения (окончания) незавершенного рассказа. Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа проводилось в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал:
3) Заключительный этап, целью которого было закрепление навыков построения связного высказывания.
На этом этапе осуществлялось закрепление навыков построения связного высказывания на основе составления рассказов по представлению.
После проведенной работы по развитию связной монологической речи, был организован контрольный эксперимент, целью которого стало выявление динамики речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для диагностики были использованы задания, аналогичные тем, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента. Критерии и система оценок оставалась прежней.
В процессе анализа результатов контрольного эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей развития связного монологического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Так, высокий уровень развития связной монологической речи показало 40% детей, уровень развития выше среднего показало 40%, средний уровень развития показало 20% детей, уровень развития связной монологической речи ниже среднего и низкий уровень не показал ни один ребенок.
Проанализировав полученные данные и сравнив результаты
обследования констатирующего и контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень развития связной монологической речи детей. Это свидетельствует о том, что специально организованная коррекционная работа была эффективной.
Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование различного наглядного материала, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, были получены хорошие результаты.