Лучший педагог года

Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников

Наталья Александровна Гуриненко
Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.

Публикация «Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников» размещена в разделах

Социально– коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития :

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

• использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий;

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» :

1. Требования к основным компетенциям педагога :

• обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

• поддержка индивидуальности и инициативы детей;

• установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

• построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

• организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.

Младший дошкольный возраст

• вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• организация сюжетных игр;

• организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

• простейшие поисковые и проблемные ситуации;

• игры с моделированием;

• литература и игра (чтение).

Средний дошкольный возраст :

• организация сюжетно-ролевых игр;

• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

• введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Старший дошкольный возраст :

• ситуационные задачи, их широкая вариативность;

• использование метода проектов;

• использование метода коллекционирования;

• использование театрализованной деятельности;

• использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);

• самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями :

• совместные образовательные проекты, а также семейные;

• вечера вопросов и ответов;

• родительские гостиные;

• совместное творчество родителей, детей и педагогов;

• творческие выставки и фотовыставки;

• тематические вечера и викторины;

• совместные досуги;

• видеоинтервью и мультимедийные презентации;

• совместное создание мини-музеев.

Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:

• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• обучение умению слушать и слышать другого;

• развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;

• развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

формирование чувства симпатии между участниками общения;

• объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;

• обучение детей умению владеть собой;

• развитие умения анализировать ситуацию;

• целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2021 в 09:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна Гуриненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД