Приложение МААМ

Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности

Нэлли Саванина
Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативная компетентность, по словам Л. А. Петровской, - это умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, получать и передавать информацию, познавать окружающий мир и самого себя.

Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Коммуникативные способности старшего дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умение ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессию, конфликтность. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Использование игровых технологий способствует формированию социально- коммуникативных способностей у старших дошкольников.

Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в копировании действий взрослых, воспроизведений отношении между ними.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Игровой деятельности в воспитании уделяется особое внимание как средству формирования коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника. Основной смысл коммуникативных технологий – развертывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. С. Л. Рубинштейн считал, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающему миру.

В своей работе на развитие речевого общения использую игру-фантазирование. Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Совместную игру-фантазирование с детьми начинаю не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных: придумывание небылиц, придумывание сказок "наизнанку"; игровой прием-придумывание "Что было бы, если. "; игровой прием "Два в одном" (объединение двух сказок в одну с новым сюжетом); сочинение истории-фантазии по "Цепочке событий", помогающей ребенку вжиться в судьбу героев, заглянуть в прошлое или будущее, например, проанализировать детство Бабы Яги: почему она стала злой и некрасивой? А что можно придумать, чтобы она перестала делать зло?

Интересен прием совместной игры-фантазирования, когда дети вдвоем сочиняют «кино». Первый ребенок сочиняет - схематически рисует и озвучивает первый кадр, а второй кадр (развитие сюжета) - его партнер. Можно отметить, что партнерские взаимоотношения помогают детям в формировании социальных навыков.

Таким образом, в процессе применения данных игр дети учатся связно и свободно излагать свои мысли, что является необходимым условием для успешного обучения в школе.

Учу детей старшего дошкольного возраста анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, самостоятельно предотвращать ссору и не допускать крайнего ее проявления - драки. Объясняю воспитанникам, как можно познакомиться, как самостоятельно устанавливать новые контакты, учу правилам дружной игры.

Чтобы сформировать у воспитанников коммуникативные умения, предлагаю детям проблемные игровые ситуации, разрешая которые, дети овладевают определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания. Например, "отнял игрушку", "толкнул", "нечаянно разрушил постройку друга", "в группу пришел новенький мальчик и играет один".

Все игры-ситуации имеют одинаковую структуру: беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры); подготовка к инсценировке стихотворения; инсценировка-драматизация проблемной ситуации; обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами); поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»); театрализация ситуации с внесенными изменениями; подведение итогов, выводы.

Эффективным методом моей деятельности для целенаправленного развития коммуникативных умений, является использование сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, в ней ребенок отождествляет себя с взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.

Суть сюжетно-ролевой игры состоит в том, что та или иная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенного сюжета. Например, детям предлагается разыграть ситуацию: знакомства на день рождении друга или на игровой площадке во дворе. Одну и ту же ситуацию проигрываем несколько раз, предлагаю участникам поменяться ролями, придумать свои варианты поведения.

Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы.

Таким образом, основным методом социально-коммуникативного развития детей, является игра, как ведущий и естественный вид деятельности дошкольников. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте, и от того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного развития.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 16:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Нэлли Саванина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД