Нэлли Саванина
Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетентность, по словам Л. А. Петровской, - это умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, получать и передавать информацию, познавать окружающий мир и самого себя.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Коммуникативные способности старшего дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умение ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессию, конфликтность. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Использование игровых технологий способствует формированию социально- коммуникативных способностей у старших дошкольников.
Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в копировании действий взрослых, воспроизведений отношении между ними.
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Игровой деятельности в воспитании уделяется особое внимание как средству формирования коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника. Основной смысл коммуникативных технологий – развертывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. С. Л. Рубинштейн считал, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающему миру.
В своей работе на развитие речевого общения использую игру-фантазирование. Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.
Совместную игру-фантазирование с детьми начинаю не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных: придумывание небылиц, придумывание сказок "наизнанку"; игровой прием-придумывание "Что было бы, если. "; игровой прием "Два в одном" (объединение двух сказок в одну с новым сюжетом); сочинение истории-фантазии по "Цепочке событий", помогающей ребенку вжиться в судьбу героев, заглянуть в прошлое или будущее, например, проанализировать детство Бабы Яги: почему она стала злой и некрасивой? А что можно придумать, чтобы она перестала делать зло?
Интересен прием совместной игры-фантазирования, когда дети вдвоем сочиняют «кино». Первый ребенок сочиняет - схематически рисует и озвучивает первый кадр, а второй кадр (развитие сюжета) - его партнер. Можно отметить, что партнерские взаимоотношения помогают детям в формировании социальных навыков.
Таким образом, в процессе применения данных игр дети учатся связно и свободно излагать свои мысли, что является необходимым условием для успешного обучения в школе.
Учу детей старшего дошкольного возраста анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, самостоятельно предотвращать ссору и не допускать крайнего ее проявления - драки. Объясняю воспитанникам, как можно познакомиться, как самостоятельно устанавливать новые контакты, учу правилам дружной игры.
Чтобы сформировать у воспитанников коммуникативные умения, предлагаю детям проблемные игровые ситуации, разрешая которые, дети овладевают определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания. Например, "отнял игрушку", "толкнул", "нечаянно разрушил постройку друга", "в группу пришел новенький мальчик и играет один".
Все игры-ситуации имеют одинаковую структуру: беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры); подготовка к инсценировке стихотворения; инсценировка-драматизация проблемной ситуации; обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами); поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»); театрализация ситуации с внесенными изменениями; подведение итогов, выводы.
Эффективным методом моей деятельности для целенаправленного развития коммуникативных умений, является использование сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, в ней ребенок отождествляет себя с взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.
Суть сюжетно-ролевой игры состоит в том, что та или иная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенного сюжета. Например, детям предлагается разыграть ситуацию: знакомства на день рождении друга или на игровой площадке во дворе. Одну и ту же ситуацию проигрываем несколько раз, предлагаю участникам поменяться ролями, придумать свои варианты поведения.
Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы.
Таким образом, основным методом социально-коммуникативного развития детей, является игра, как ведущий и естественный вид деятельности дошкольников. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте, и от того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного развития.