Елена Жестовская
Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.
Публикация «Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
Это обусловило актуальность педагогической деятельности по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим. Работа проводилось на базе центра развития ребенка № 84 г. Орла.
С целью определения содержания работы с детьми на первом этапе выявляли особенности развития словарного запаса младших дошкольников. Обследование проводилось по 4-м сериям заданий, направленных на изучение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Было выявлено, что младшие дошкольники знают значительное количество слов, обозначающих предметы посуды, одежды, техники, мебели, овощи и фрукты, животных и птиц, предметы и явления природы. Однако путают внешне сходные предметы (половник и ложку, сковороду и тарелку, шорты и трусы, рубашку и кофту, платье и сарафан, иногда не различают видовые понятия (лимон и апельсин, машину грузовую и легковую). Путают такие обобщающие слова как овощи и фрукты, одежда и обувь. Наблюдается незнание наречий, обозначающих пространственные отношения (справа и слева, впереди, сзади, некоторых прилагательных, обозначающих цвета (розовый, голубой, а также бедность словарного запаса прилагательных, обозначающих качества, величину, свойства предметов.
На основе полученных данных проводили работу по формированию словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим.
Комплекс педагогических мероприятий с детьми включал: непосредственно образовательную деятельность с группой детей, дидактические игры и упражнения, наблюдения за окружающим на прогулке, чтение художественной литературы.
В рамках непосредственно образовательной деятельности формировали представления младших дошкольников об окружающем и на основе этих представлений вводили в речь новые слова и активизировали уже усвоенную лексику. Использовали разнообразный демонстрационный материал (предметы, игрушки, картины, задания, направленные на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.
Стремились, чтобы речь взрослого была четкой, выразительной, неторопливой. Каждый сюжет преподносился в живой, эмоциональной форме. Особое внимание уделяли приемам обогащения и уточнения словаря (показ с называнием, многократные повторения нового слова или фразы, хоровые и индивидуальные ответы, объяснение назначения предмета, поручения, предполагающие ответ действием, а также приемам активизации словаря (вопросы, сочетание показа и объяснений воспитателя и т. д.).
На прогулках организовывали наблюдения за явлениями неживой (облаками, дождем, снегопадом, снежинками, листопадом, погодой и т. д.) и живой природы (деревьями, кустарниками, цветами, животными, птицами, насекомыми, за явлениями социальной жизни (трудом взрослых, пешеходами, за транспортом (автобусами, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями).
В процессе наблюдений на прогулке не только формировали у детей представления о предметах и явлениях окружающего мира, их качествах и свойствах, частях и деталях, действиях, выполняемых ими, но и активизировали необходимую лексику. Хорошо зарекомендовали себя вопросы:
– на активизацию названий предметов, их частей и деталей, действий, качеств и свойств (например, «Какое небо (чистое, голубое? Какая погода? (Ясная, солнечная). А если небо закрыто тучами? Тогда оно какое? (Хмурое, серое). А какая погода? (Пасмурная)»;
– помогающие осознать прямое и переносное значение слов («Почему сосульки на солнечной стороне «плачут»? Как они это делают?; Посмотрите, как цветет береза. Почему цветы у берез называются сережками? Какие еще бывают сережки?»);
– на подбор сравнений («Какой ствол у березы (белый, с черными полосками). На что он похож? (На сарафан)»).
В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, экскурсий обогащали лексику детей, а потом активизировали ее в дидактических играх (с предметами, настольно-печатных).
В повседневной жизни и в процессе НОД читали детям художественные произведения, помогающие обогатить словарь малышей (сказки, рассказы, стихотворения, песенки, потешки и т. д.). После чтения или рассказывания проводили беседу по прочитанному, направленную на выяснение того, как малыши поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь. Особое внимание уделяли лексической работе. Например, задавали вопросы на активизацию словаря :
– существительных: Кого первого встретил Колобок на своем пути? (Зайку). Что любит зайка кушать? (Капусту, морковку);
– прилагательных: Какой заяц? (Серый, маленький). Какой волк? (Серый, злой, сердитый). Какая лиса? (Хитрая, рыжая, игривая);
– глаголов: Что потом случилось с Колобком? (Колобок спел песенку свою и убежал от зайца). А зайка прыгает?
Мы понимали, что успех деятельности зависит от взаимодействия с родителями. В связи с этим проводили родительские собрания («Развитие речи младших дошкольников», консультации («Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада, систематически обновляли уголок для родителей («Что и как читать детям дома», «Речевые игры и упражнения с малышами»).
Данные обследования, проведенного после обучения, свидетельствовали о положительной динамике у всех испытуемых. Дети стали допускать меньше ошибок, реже путать названия предметов, сходных по внешнему виду и по назначению, стали различать птиц по их внешнему виду и точнее назвать их; стали называть большее количество прилагательных, обозначающих качества и свойства предметов и явлений, глаголов, обозначающих действия человека, животных, действий, выполняемых с предметами. Изменения, произошедшие в речи детей, свидетельствовали об эффективности проводимой работы.
Таким образом, процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим будет проходить эффективнее при следующих педагогических условиях : отборе содержания словарной работы с учетом требований программы воспитания и обучения, деятельности детей, задачами ознакомления с окружающим; использовании разнообразных методов и приемов словарной работы при проведении мероприятий по ознакомлению с окружающим; взаимодействии с родителями.