Светлана Калугина
Рекомендации для взрослых «Формирование словаря»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
(Рекомендации для взрослых)
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Приведем примеры некоторых занятий.
Я начну, а ты продолжи.
Цель – обогащать словарь детей. Учить подбирать синонимы к заданным словам.
Публикация «Рекомендации для взрослых „Формирование словаря“» размещена в разделах
- я скажу предложение, а вы к одному из слов, указанному мною, подберите близкие по смыслу слова. «мама достала из шкафа чистую рубашку». Продолжите ряд, слов : чистую (свежую, негрязную, выстиранную).
«Заяц убегает от лисы». Подберите другие слова вместо убегает (мчится, несется, удирает, уносит ноги).
«на диване сидит лентяй…» (ленивец, лежебока, бездельник, лодырь).
Кто больше вспомнит?
Цель – обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы.
Картинки – метель, дождь, белка, ворона, ветер, врач; игрушка – Карлсон.
- Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что на них происходит, используя слова, близкие по смыслу.
Метель – метет, вьюжит, пуржит.
Дождь – льет, моросит, накрапывает, начинается, идет, хлещет.
Белка – прыгает, перелетает, собирает, запасает, прячет, грызет.
Ворона – летает, сидит, каркает, садится.
углублять знания о лексическом значении слова.
Ветер – воет, дует, задувает, листья срывает, пыль поднимает, колышет, покачивает ветки деревьев.
Врач – лечит, слушает, выписывает рецепты, назначает, смотрит. Скажи наоборот.
Цель
углублять знания о лексическом значении слова.
Игрушка – медвежонок.
- медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во что играют, но просит подсказать ему слова, противоположные по смыслу.
Мишка называет слова, а дети подбирают противоположные к ним (антонимы).
Утро- вечер, герой- трус, друзья – враги, день – ночь, быстро- медленно, много – мало, высоко – низко, светло – темно, сесть – встать, смеяться – плакать, говорить – молчать, закрывать – открывать, приносить – уносить, надевать – снимать, входить – выходить, смелый – трусливый, горький – сладкий, легкий, тяжелый, острый – тупой, высокий – низкий, большой –маленький, длинный – короткий.
Цель –учить заканчивать предложения, подбирая противоположные значения. Контролировать правильность побора слов и понимание их значений.
Закончите предложения.
Вариант 1
Сахар сладкий, а перец….(горький).
Летом листья зеленные, а осенью….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка (узкая).
Пластилин мягкий, а камень. (твердый).
Ручей мелкий, а река…. (глубокая).
Девочка говорит громко, а мальчик …. (тихо).
Вариант 2
Деревья в лесу высокие и (низкие).
Кашу варят густую и (жидкую).
Звери бывают смелые и (трусливые).
Лекарства делают горькие и….(сладкие).
Яблоки бывают мелкие (крупные).
Противоположное значение.
Какое что бывает?
Цель - учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнить, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение
.- давайте расскажем Незнайке, что бывает:
Зеленным- огурец, крокодил, листья, цветочки, елка, краски, военные самолеты, нитки.
Широким – река, дорога, лента, улица.
Новым – шубы, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, журнал, мебель.
Маленьким – котенок, мышка, брат, мальчик, хомячок, лисенок.
Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт.
Пушистым – белка, кошка, пух, волосы, кофта, шарф, лиса.
Холодным – чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, мороженное, сосулька, компот.
Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура.
Круглым – стол, мяч, апельсин, яблок, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.