Любовь Кутыркина
Формирование словаря детей 6–7 лет в семье
▼ Скачать +Заказ
Очень часто родители детей 6-7 лет, боясь недодать чего-то в плане интеллектуального развития, мамы и папы торопятся записать детей в различные развивающие центры, на подготовительные занятия, считая, что подготовкой к школе, основой дальнейшего успешного обучения является умение читать и писать. Редко кто задумывается над тем, как важно развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас. Попросите ребенка рассказать о каком-то событии, и вы заметите, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова- паразиты. Для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подбирать проверочное слово. Поэтому для успешного овладения грамотным письмом ребенок должен иметь достаточный словарь, правильно понимать значение каждого слова и его смысловое родство с другими словами. Словарный запас формируется главным образом в семье и складывается к 6-7 годам.
Публикация «Формирование словаря детей 6–7 лет в семье» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Очень важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще», «мине» вместо «мне», «ходют» вместо «ходят» и т. д.) особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребенку родитель должен побуждать его отвечать, а ребенок имеет возможность внимательно прислушаться к речи взрослого. Родители должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Необходимо научить ребенка узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их. Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении с взрослыми. Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребёнка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чём-то или попросить что-либо.
Например, возвратившись с прогулки, экскурсии, из детского сада, обязательно вспомните, что видели, спросите у ребенка, что он делал в детском саду, какие были занятия.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых; от того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и речевая культура маленького человека.
Родители пользуются авторитетом у детей, и дети стараются подражать своим родителям. Поэтому важно с ребенком правильно говорить, речь родителей должна быть грамотной. Грамотная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного речевого развития ребенка и процесса его социальной адаптации.
Большое значение для формирования словаря имеют словесные игры, многие из которых очень просты и не отнимут у взрослых более 10-15 минут.
Например, это могут быть такие игры, как:
* Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
* Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний. При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по парку или лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки и вспомните, что существуют швейные и медицинские иглы, что иголки есть у ежа и дикобраза. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение для обогащения словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок должен понимать, как образуются новые слова: названия детенышей, относительные и притяжательные прилагательные (дом из кирпича – кирпичный, хвост волка – волчий, откуда берутся названия некоторых предметов, таких как, например, подснежник или подберезовик. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие по значению (синонимы) или противоположные по значению (антонимы).
* Скажи наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, война – мир, отставать – опережать.
* Продолжи цепочку. Ребенок называет слово, ребенок подбирает близкие по значению слова: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – здание – квартира; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.
* Почему так называют? Ребенок объясняет значение заданных слов.
Играть с ребенком в игры на закрепление различных речевых навыков можно и занимаясь домашними делами. Например, на кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
* "Давайте искать на кухне слова". Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
* "Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие2, "кислые", "соленые", "горькие" слова.
* "Назови части предмета". Взрослый показывает картинки на любой знакомый ребенку предмет в доме, а ребенок должен сам называть все части указанного предмета.
Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.
* "Приготовим сок". "Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. "
А так же можно поиграть с ребенком, по дороге из детского сада (в детский сад).
* "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
* "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. "
И обязательно нужно поиграть с ребенком в словесные игры в свободную минутку.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
* "Перепутаница". "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр. "
Игра на обогащение словаря ребенка.
* "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
* "Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. ". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.
Занимаясь с ребенком, родители не только расширяют его представления об окружающем мире, его память, мышление и воображение, но и формируют теплые, доверительные отношения.