Татьяна Архипова
Формирование слоговой структуры слова у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование слоговой структуры слова у детей
Овладение структурой родного языка осуществляется ребенком за достаточно короткий временной период.
Первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу. Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, из всего слова передается только ударный слог, затем - первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «слоговой структурой слова».
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей» размещена в разделах
По данным А. Н. Гвоздева, подготовка слуха к восприятию речи завершается к 1 году 7 месяцам. Трудности овладения слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т. е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.
К старшему дошкольному возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова.
Любой предмет состоит из частей, всё можно разделить на части. Предложите разделить яблоко, шоколад, чтобы угостить членов семьи. У каждого предмета есть свое «имя», слово, которым его называем. Слова тоже можно делить на части, СЛОГИ.
Игра «Лягушка»
Сделать из бумаги (оригами) лягушку (можно любую поделку, чтобы можно было вставить руку и закрывать и открывать рот) Произносим слова, а лягушка их «кушает»
Игра «Отхлопай слово»
Любое слово можно отхлопать. Например, отхлопаем слово «собака» (хлопаем на каждый слог). Мы его произносим по частям. Любое слово можно отхлопать, даже короткое.
Игра «Прошагай словечко»
Мы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, придумали мы слово : сани (делаем шаг на каждый слог). Сколько шагов мы сделали? Совершенно верно – 2 шага. Это длинное слово или короткое?
Игра «Сколько слогов в слове»
Посмотрите на картинки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки.
Себя можно проверить:
надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове;
закрыть уши руками и произнести слово. Сколько раз прозвенит в ушах «звонок», столько и слогов.