Надежда Семашкова
Формирование сенсорных представлений у детей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В ГРУППЕ№2 «НЕПОСЕДЫ»
Воспитатель, Семашкова Н. М
Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста - это формирование у ребёнка сенсорных процессов, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положений в пространстве, и т. д.
Публикация «Формирование сенсорных представлений у детей группы раннего возраста» размещена в разделах
Хочу напомнить, что существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Если их развивать с раннего возраста, то к школе сенсорное развитие ребёнка будет достаточно сформировано.
Сенсорное воспитание влияет на:
- умственное развитие,
- эмоции,
- развитие самостоятельности,
- развитие отношения к окружающему миру.
Слайд№2
Особый акцент я сделала на организации развивающей среды, умелом подборе игрушек и их доступности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является игра, в которой поэтапно формируются сенсорные процессы.
Слайд№3
Требования программы
по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3-х лет :
- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
- ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
Слайд№4
- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
- выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой;
- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Слайд№5
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе поставила перед собой следующие
задачи:
-развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам,
-формировать у детей зрительные способы обследования предметов,
-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет,
-развивать познавательные процессы,
-развивать мелкую моторику. Слайд№6
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии
с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается
в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым
и сверстниками в дидактических и сюжетно – ролевых играх.
Слайд№7
Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
Слайд№8
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
(художественное слово, сказки, потешки, пальчиковая гимнастика, кукольный и пальчиковый театр, физкультминутки).
Слайд№9
4. Художественно-эстетическое развитие сенсорного восприятия. (рисование, лепка, конструирование, музыка).
Слайд№10
Слайд№11
5. Физическое развитие – через развитие общей моторики.
(мячи, обручи, гимнастические палки, ленты, флажки).
Закрепление основных цветов
На физкультурном занятии я обращаю внимание детей на цвет физкультурного инвентаря (мячей, лент, обручей, кубиков, флажков, султанчиков) задавая вопрос: «Какого цвета мяч (лента?».
Знание цвета также закрепляем в подвижных играх.
«Найди свой обруч»
Детям раздаю цветные ленты (красные, синие, зеленые). В углах комнаты располагаю обручи такого же цвета. Дети бегают по группе. По команде «Найди свой обруч!» дети подбегают к обручу такого же цвета, как его лента.
Закреплению способностей сравнивать и группировать предметы по цвету способствует игровое упражнение. «Разноцветные мячи»
Выбрасываю мячи разного диаметра (25см, 15 см) и цветов (красные, синие). В углах группы стоят корзины такого же цвета. Дети собирают мячи по цвету в корзины.
Слайд№13
Развивать сенсорное восприятие детей можно не только во время ООД,
но и во время кружковой работы.
Тема моей кружковой работы «Нетрадиционные техники рисования».
Здесь я продолжаю данную работу.
Слайд№14
Сенсорное воспитание – это последовательное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Поэтому большая работа проводится с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие? Почему его необходимо развивать».
Для этого я провожу консультации,
индивидуальные беседы, «Круглый стол», родительские собрания.
Слайд№15
Слайд№16
Литература, которой я пользуюсь:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155
2. Смирнова Е. О., ЕрмолаеваТ. В. Мещерякова С. Ю «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»- М. : Мозаика- Синтез 2008г.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. Сада/ В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Коннова и др. ;/ Под ред. Г. М. Ляминой. - М. : Просвещение. 2000-224с.
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста : Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей- М. : Просвещение :АО «Учебн. Мет.» 2006-112 с
Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н. Н Подъякова, В. Н Аванессовой. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Просвещение, 2001.-192с.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета// Первые шаги: (модель воспитатния детей раннего возраста).- М. : 2002- с. 303-310.
Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы: Ж: «Обруч»
Ж: «Дошкольное воспитание».