Катя Гуличева
Картотека «Игры и пособия для развития сенсорных представлений детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа с Щербаковой Т. В.
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Ход проведения
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу-время, потехе-час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Но сначала немного вспомним, что же, это такое сенсорное развитие.
Публикация «Картотека „Игры и пособия для развития сенсорных представлений детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основным средством реализации данных задач являются игры, направленные на сенсорное развитие.
Использование игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт. Роль взрослого в процессе игры направлена на поддерживание интереса детей.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Например:
Д/И «Подбери заплатку к одежде»
Дидактические задачи: Учить детей соотносить предметы по цвету и форме путем наложения. Развивать глазомер и зрительную память. Закрепить знания основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать представление детей об одежде, активизировать в речи её название: платье, кофта, шорты, брюки, юбка.
Ход игры
Воспитатель усаживает за стол нескольких детей. Раскладывает перед ними одежду. Рассматривает её, обращает внимание на цвет и недостающие элементы одежды (дырки в одежде). Спрашивает детей, можно в такой одежде пойти гулять? Предлагает детям выбрать одежду и подобрать недостающие детали (заплатки) соответствующего цвета и формы. В процессе игры воспитатель уточняет цвет и форму предмета (заплатки).
УсложнениеПредложить детям выбрать фигуры (заплатки) одинаковой формы. Уточнить с детьми цвет, форму и величину выбранных фигур.
Д/И «Подбери фигуру»
Дидактические задачи: Формировать представление детей о форме предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, величине (большой побольше, маленький, поменьше) и цвету (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Ход игры
Воспитатель рассматривает с ребенком панно с геометрическими фигурами. Уточняет их цвет, форму, величину. Затем предлагает выложить все фигуры на стол и просит подобрать все фигуры на панно путем наложения.
Д\И «Подбери по цвету»
Дидактические задачи: Учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук и внимание, расширять словарный запас, закреплять знания основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
Ход игры
Воспитатель предлагает ребенку прищепки с предметами 4-х цветов, просит назвать эти предметы и их цвет. Затем предлагает пристегнуть их на полянку соответствующего цвета.
Д/и "Спряч мышку"
Дидактические задачи: Формировать у детей умение соотносить предметы по цвету, закреплять знания основных цветов.
Ход игры
Воспитатель раскладывает перед ребенком полянки синего, красного, желтого и зеленого цвета и показывает мышек соответствующих цветов. Мышки испугались кошку, помоги спрятаться им, подбери полянку такого же цвета посади (спрячь) мышку. Входе игры воспитатель уточняет цвет мышки и полянки, контролирует правильность выполнения задания.
Д\И «Найди пару»
Дидактические задачи: Формировать у детей умение соотносить предметы по цвету, закреплять знания основных цветов, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры
Воспитатель предлагает ребенку подобрать пару для каждого носочка и развешать (пристегнуть) их сушиться.
Д\И «Дорога»
Дидактические задачи: Учить детей соотносить предметы по цвету и форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать мелкую моторику рук и внимание, расширять словарный запас, закреплять знания основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
Ход игры
Воспитатель предлагает ребенку подобрать колеса к машинам и серединку к цветочкам соответствующего цвета. Рассказывает, что дети не могут перейти дорогу, просит помочь детям. Воспитатель говорит, что дорогу надо переходить только на зленный цвет светофора, просит найти и прикрутить на светофор крышечку зеленого цвета. Просит ребенка назвать, какие еще цвета горят на светофоре.
Усложнение
Воспитатель предлагает детям назвать, какой формы дома, крыши и окошки в домах. Уточняет, какого они цвета. Обращает внимание детей на машины, их цвет, цвет колес машин. Спрашивает какой формы колеса.
Обычные бытовые мелочи способны вызывать у детей гораздо больший интерес, чем дорогостоящие игрушки и пособия. Зная это, взрослый, немного включив фантазию, может превратить такие вещички в увлекательное пособия для всевозможных игр с ребенком. К таким вещам относятся бельевые прищепки - их развивающий потенциал огромен, а денежные затраты минимальны. Вот несколько вариантов игр с прищепками:
Д\И «Постираем кукле одежду»
Дидактические задачи: Учить детей правильно называть цвета; знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.). Развивать цветовосприятие, логическое мышение. Воспитывать внимательность, усидчивость.
Вариант 1. Сортируем одежду по цвету
Ход игры: Говорим детям, что сейчас будем стирать одежду. Вся одежда разноцветная, и чтобы она не испортилась, нужно вещи одного цвета собрать в одну машинку. Выставляем на стол коробочку с одеждой - синего, красного, зеленого, желтого цветов. Договариваемся, что в первую машинку будем складывать все красные, во вторую все желтые, в третью - синие. Во время игры дети проговаривают названия одежды -красная, футболка, синие шорты, желтый свитер, и. т. д.
Вариант 2. Сортируем одежду по размеру
Ход игры: Тот же. Просим детей правильно разложить одежду по размерам, например в первую машинку- большую, во вторую- маленькую (можно использовать 3 машинки и сортировать одежду на большую и маленькую) .Для наглядности в игре с совсем маленькими детьми можно использовать двух кукол разного размера- куклу маму- у нее одежда большая и куклу- дочку- одежда маленькая.
Вариант 3. Сушим одежду
Ход игры:
Мы одежду постирали,
На верёвку вешать стали.
Чтоб помочь любимой маме,
Подберём прищепки сами.
Синие, зелёные,
Жёлтые и красные -
Для цветных прищепок
Все одёжки разные.
Нужно очень постараться,
Чтобы в этом разобраться!
Говорим детям, что сейчас будем развешивать бельё. Дети должны подобрать по цвету необходимые прищепки.
Д\И «Сложи узор»
Дидактические задачи: закреплять названия цветов; развивать внимание и усидчивость; воспитывать интерес к дидактическим играм.
Ход игры
Воспитатель показывает детям карточки с изображением кругов и объясняет детям, что эти круги мы будем закрывать фишками такого же цвета, что нарисован на карточке. Эту игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Д/И «Цветное лото»
Дидактические задачи: учить находить и правильно называть основные цвета; развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход игры
Перед детьми раскладываются карточки основных цветов. Нужно заполнить игровое поле соответствующего цвета.
Вариант 1. Дети выбирают карточки по цвету. Воспитатель вытягивает по одной карточке и задает вопросы "Кому?", "Какого цвета?". Дети собирают карточки своего цвета.
Вариант 2. Дети выбирают большие карточки. На середине стола лежат маленькие карточки вперемешку. Дети самостоятельно подбирают к большой карточке маленькие карточки нужного цвета.
Д\И «Слонёнок-сенсорёнок»
Дидактические задачи:
1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.
2. Закреплять представления о свойствах предметов.
3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.
4. Развивать умение определять на ощупь.
5. Развивать умение подбирать предметы по 1-2 качествам (размер; один, много, ни одного).
Ход игры
Для игры нужно найти игрушки, которые ребенок знает и видел ранее. Это могут быть просто предметы, объемные геометрические формы и мягкие мелкие игрушки с которыми ребенок играет. Положить в "слоненка" мелкие игрушки животных, овощи, фрукты. Предлагаем детям, подходить по одному засовывать руку в хобот. Не вытаскивая руки, ребенок должен отгадать, что он взял в руку. Пускай ребёнок описывает предмет, какой он по форме, или угадывает сразу. Далее мы вытягиваем игрушку из слона.
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
-Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.