Надежда Краснова
Результаты апробации авторской программы «Я и моя семья» в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты апробации авторской программы "Я и моя семья" в условиях реализации ФГОС ДО
Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям. Обобщая исследования ученных понятие «ценность» можно определить как то, что значимо для человеческой жизни на земле, обеспечивающее счастье жизни, как условие жизни.
Публикация «Результаты апробации авторской программы „Я и моя семья“ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
В дошкольном детстве ребенок «вслушивается» и «всматривается» в ценности родителей и близких людей. Взрослый человек редко подвергает сомнению те ценности, которые ему привили в семье, именно они являются основой его представлений и суждений о мире. В семье ребенок приобретает базисное доверие к людям, к миру, уверенность в своих силах, учиться любить и понимать, проявлять заботу и внимание, быть полезным и ответственным. Поэтому семья выступает в качестве важнейшего проводника социализации ребенка-дошкольника и представляет собой неповторимость микросредовых условий, индивидуальности родителей, накладывающих отпечаток на представления, интересы, индивидуальный опыт, духовный мир личности.
Между тем, нынешняя действительность характеризуется стремительными социальными изменениями, часто не совсем положительными, которые оказывают влияние на семью и подрастающее поколение. Сегодня такие качества как взаимопомощь, милосердие, альтруизм, сочувственное отношение к близким, которые не так давно считались ценными в общественном и семейном воспитании, все больше вытесняются ценностями индивидуализма. В поведении взрослых все чаще просматриваются главенство личных целей и интересов, часто не совпадающих с семейными, стремление полагаться только на себя, установки на достижение личного успеха, а порой откровенный эгоизм и удовлетворение только собственных потребностей.
Кроме того, отмечена скудная информированность детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи. Безусловно, все это влияет на жизнь семьи, и влечет за собой формирование у современного дошкольника искаженного образа семьи.
Анализируя образ семьи у наших воспитанников, мы также выделили как позитивные, так и негативные особенности, влияющие на его формирование. В первом случае, дети имеют представления о семейных ролях, функциях родителей, их потребностях, способах проявления внимания и заботы в семье. Однако острой проблемой, влияющей на восприятие образа семьи, являются несколько факторов, среди которых особо отметим проблему дефицита общения и совместную деятельность родителей с ребенком, недостаточную содержательность семейного досуга и снижение воспитательной роли отцов. Эта проблема усугубляется недостаточной содержательностью семейного досуга, в котором не развиваются общие интересы детей и взрослых, и ребенок, как правило, не чувствует себя частью семейного коллектива. Только небольшая часть воспитанников удовлетворяет в семье свои потребности в разговорах, играх, совместном труде, ощущает их помощь и поддержку.
По нашим результатам исследования, тревожными тенденциями являются не только недостаточность и бедность эмоционально-теплого общения, загруженность родителей, размытость ролевых функций, но и то, что большинство родителей не осознают в полной мере значимость положительных внутрисемейных отношений, развития у детей представлений о семейных традициях и истории семьи, организации семейного досуга. Большинство родителей сами не знают исторических корней своих семей и традиции организации досуга, чаще, их элементы возникают в семьях стихийно, а дети участвуют в них эпизодически. Что указывает на деформацию семьи, её ценностей, структуры и даже форм. Стерт и практически утрачен идеал семьи.
Анализируя вышесказанное, был сделан вывод, что укрепление института семьи и формирование у подрастающего поколения семейных ценностей указывают на необходимость пересмотра традиционных подходов к организации такого сложного раздела работы в дошкольном учреждении, как формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. А повышение педагогической культуры родителей должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Ведущие психологи различных научных школ, придавали особое значение дошкольному периоду в становлении личности и её смыслообразующих ценностных компонентов. В частности отмечалось, что важно правильно организовывать нравственное воспитание ребенка с раннего детства, закрепляя в его сознании мотивационные действия поведения человека, приобщая к семейной культуре, ориентируя на семейные ценности (материнство, отцовство, родство, семейные традиции, которые повлияют на построение положительной модели собственной семьи в будущем.
Результаты межрегионального исследования проведенного кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, позволяют утверждать, что модель родительской семьи, как правило, воспроизводится ребенком, когда он становится взрослым в своей новой семье. Это указывает, что значение образа семьи для развития ребенка в том, что в соответствии с образами родителей у него складывается представление о себе, формируется собственная самооценка. Кроме того, развитие образа семьи в старшем дошкольном возрасте способствует развитию интереса детей к её истории и традициям.
Вышесказанное означает, что проблема формирования у подрастающего поколения семейных ценностей является одной из приоритетных в современном российском обществе.
Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе дошкольного образования обозначается формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставятся задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, углубления представлений ребенка о семье и её истории, приобщения детей к подготовке и участию в семейных праздниках.
Таким образом, учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к содержанию программы дошкольного образования, важность выявленной проблемы считаем, что одним из компонентов содержания педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста должно стать усиление внимания педагогов к вопросу формирования семейных ценностей у воспитанников, что и определило актуальность нашей работы.
На государственном уровне на решение данной проблемы направлены значительные государственные программы, различные меры по поддержке многодетных семей, информационные и духовные ресурсы: Всероссийский День семьи, любви и верности, популяризация семейных ценностей через телевизионные программы, фильмы, акции.
Проблемой приобщения детей дошкольного возраста к семейным ценностям занимаются многие современные авторы, подчеркивая, что сегодня, необходима социально-нравственная ориентация родителей на семейные традиции, как наиболее устойчивый компонент культуры семьи, имеющий нормативное и аксиологическое значение. Поскольку семья становится первым коллективом ребенка, где успех воспитания во многом зависит от атмосферы в ней, от закладки представлений о жизненных ценностях и соблюдения исторической и культурной преемственности поколений. А дошкольное учреждение может инициировать изучение родителями и детьми родословной своей семьи, семейных традиций, проведение семейного досуга и совместных праздников.
Вышесказанное означает, что работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действия по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства.
Все это нацеливает педагогов на поиск новых форм и методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирование нравственного опыта в целостности, на основе интеграции разных видов совместной деятельности.
В Стандарте указывается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Такой программой для дошкольников в нашем дошкольном учреждении, стала инновационная программа «Я и моя семья» по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста (4-7 лет, разработанная на основе парциальной программы «Семь Я» под редакцией М. А. Дозоровой, Н. В. Кошлевой, А. А. Кроник.
В основе идеи программы лежит создание специальных условий, на основе совместных усилий педагогов и родителей, для благоприятного вхождения детей в мир социальных отношений через укрепление связей между поколениями, родственными связями и возрождение традиционной значимости больших многопоколенных семей.
Поэтому в основу работы была положена гипотеза: что если процесс формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста будет осуществляться посредством использования в образовательном процессе инновационной программы, то это позволит обогатить представления детей об особенностях и традициях семьи, в условиях оптимизации внутрисемейных взаимоотношений.
Решение данной проблемы поставило цель работы: сформировать семейные ценности у дошкольников посредством апробации программы «Я и моя семья», в совместной образовательной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определила задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования образа семьи у детей дошкольного возраста.
2. Создать условия, для активного включения дошкольников в специально организованную образовательную деятельность, способствующую формированию семейных ценностей.
3. Апробировать специально подобранные технологии по формированию семейных ценностей у дошкольников, посредством сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения целостного развития ребенка необходима согласованная работа всех участников процесса: детей, воспитателей и родителей. На основании чего, нами спроектировано две основные формы в целях построения эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников, в основе которых заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей:
-традиционные формы сотрудничества (консультации, родительские собрания, оформление информационных уголков);
-инновационные формы сотрудничества (групповые семинары-практикумы с привлечением специалистов ДОУ; дискуссионные площадки, с совместным анализом проблем воспитания и развития детей; проведение коммуникативных игр по развитию педагогической культуры; реализация детско - родительских проектов, детско-родительских клубов и совместных праздников).
Основную работу, направленную на формирование в сознании детей образа семьи, расширение представлений детей о родственных связях и межличностных отношениях в семье проводили 2 раза в месяц во вторую половину дня в рамках специально организованного обучения. Мы знакомили детей с функциями всех членов семьи, их взаимоотношениями, говорили об этикете, русской традиционной культуре, о появлении и развитии человека на земле, о родном крае. Что способствовало не только проявлению интереса к семье, формированию прочных родственных отношений, познанию и развитию семейных традиций, но и воспитанию в детях нравственно-патриотических чувств, уважению к традиционным ценностям, на основе познавательных и коммуникативно-речевых потребностей дошкольников, психологических особенностей каждой возрастной категории.
В ходе работы, направленной на формирование семейных ценностей у дошкольников, было организовано знакомство старших воспитанников с историко-краеведческим материалом, способствующим расширению кругозора, развитию интереса к познанию окружающего мира. Знакомя детей с семейными традициями и праздниками страны, мы проводили параллели с особенностями празднования знаменательных дат в нашем городе и каждой семье : с ребятами обсуждались семейные традиции украшать к празднику комнату (квартиру, встречаться за праздничным столом, дарить подарки, делать приятные сюрпризы, желать всего самого наилучшего. Данный вид работы способствовал развитию у детей понимания, что традиции – неотъемлемая сторона жизни каждой семьи, которая всех сплачивает, объединяя её членов общим делом, делая семейные ценности достоянием подрастающих поколений.
Развитие образа семьи у дошкольников наиболее эффективно осуществлялся совместными усилиями педагогов и родителей. Поэтому, в качестве важного средства, обеспечивающего приобщение ребенка к семейным ценностям, для нас стала и специально организованная воспитательно-образовательная работа - проведение совместных с родителями мероприятий различной направленности, позволяющих выстраивать в сознании детей культурно-исторический идеал семьи в течение трех лет.
Таким образом, подобные познавательные формы организации общения педагогов-детей-родителей, позволили сыграть доминирующую роль в активизации роли семьи в процессе формирования социально-личностных навыков у детей и оказания дифференцированной помощи родителям воспитанников по вопросам обобщения знаний и представлений о семье у детей.
Подводя итог, отметим, что приобщать детей к семейным ценностям можно с помощью различных видов деятельности. Целенаправленная работа в данном направлении, с использованием и сочетанием разнообразных форм и методов работы, позволяет сформировать в сознании ребенка содержательный образ семьи, ценностные представления о семье, её укладе, традициях. Где важным становится выстраивание продуктивного взаимодействия педагогов и родителей, так как только общими усилиями детского сада и семьи можно сформировать у дошкольников образ семьи, способствующий традиционному идеалу и современным реалиям.
Учитывая положительное влияние проведенной работы на духовно-нравственное развитие воспитанников, считаем, что результаты и материалы настоящего опыта работы, можно применять в практике деятельности других дошкольных учреждений, в целях социально-личностного развития дошкольников и установления положительного опыта взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.