Татьяна Мачинская
Педагогический час «Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
"Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"
Доклад
«Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Старший воспитатель МБДОУ ДС № 1:
Мачинская Татьяна Васильевна
высшая квалификационная категория
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» Чарльз Дарвин.
Публикация «Педагогический час „Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
За время практики работы с детьми раннего возраста, мы приобрели необходимость и возможность анализировать, адаптировать инновационные и нетрадиционные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Ведь раннее детство (возраст от 1 года до 3 лет, по признанию специалистов всего мира, - уникальный период жизни человека. В это время развитие идёт максимально быстрыми темпами. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку; закладываются основы для психических процессов личности. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными.
От того, когда и какие условия мы создадим, зависит не только здоровье, физическое развитие малыша, но и эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Взаимодействуя с детьми раннего возраста каждый раз делаем для себя удивительные открытия насколько кроха внимателен и изобретателен в своих поведенческих реакциях. Какое разнообразие проявлений будущего характера, способностей и пусть хоть и маленького, но уже жизненного опыта! Впитывая всё вокруг себя, дети уже делятся своими небольшими достижениями.
Чем младше ребёнок, тем труднее взаимодействие с ним. Приходится искать средства общения, испытывать беспомощность и проявлять немыслимое терпение. Не всякий кроха подпускает к себе. Порой проходит не одна неделя взаимодействия с ним, чем малыш ответит искренней улыбкой. Молодые специалисты и опытные воспитатели, что называются «опускают руки» и продолжают работать по традиционным требованиям.
Малыши, получившие знания в детском саду с радостью «понесут» опыт домой. Однако, не все родители готовы и просто не знают, что делать со своими детьми. Соска, пирамидка, кубики, машинки – вот и всё, что некоторые могут позволить своим малышам. А как найти применение даже подручным материалам, они не знают. В результате дети не выполняют простейших для их возраста заданий. Играя дома ребёнок со смартфоном и другой компьютерной техникой, не получают ту познавательную информацию, которая способствует интеллектуальному развитию ребёнка, а не к механическому перелистыванию «картинок». Именно тогда родилась идея не только малышей учить «учиться», развиваться по инновационным нетрадиционным технологиям, а учить взрослых – педагогов и родителей. Не вместо них, не за них, а только помогая и направляя познавательную активность малыша на усвоение нового.
Изучив концепции инновационных развивающих технологий – Блоки Дьенеша, интерактивные SMART-технологии, лего-конструирование, арт-терапия, развивающие игры Воскобовича, палочки Кьюизенера и т. п., появилось чёткое понимание, куда идти и с каждым ребёнком и его родителями.
Озвучивая новые требования Федерального государственного образовательного стандарта об активном внедрении использовании современных инновационных технологий, нас тревожил вопрос «Что же возможно делать с детьми раннего возраста?». Ответ стал очевидным: помогать им развиваться, становиться на ноги, осваивать свойства и законы окружающего мира, давать уверенность в своих силах, через его небольшой социальный опыт. О том, как это делать, мы для себя определили необходимость разработки педагогами вариативной части ООП.
Цель: формирование на территории детского сада открытого образовательного пространства для педагогов, детей и их родителей.
Открытое пространство предполагает:
Речь идёт о том, что в СП «Ладушки» педагогический состав обсудил и определил стратегию образовательного пространства в ДОУ, т. е. на итоговом педагогическом совете утвердили приоритетные годовые задачи на учебный год, а в летний период продумали по какому направлению хотели - бы выстроить работу с детьми. На установочном педагогическом совете воспитатели уже имели проект вариативной деятельности.
На данный момент мы имеем следующие дополнительные направления в работе:
1. «Развитие графомоторных навыков» - нетрадиционные техники в изодеятельности (группа №1 «Теремок»).
2. «Физкультурно-оздоровительная работа» - использование нетрадиционных приёмов работы (группа №2 «Колобок»).
3. «Пескография с малышами» - песочная терапия в период адаптации (группа №3 «Заиньки»).
4. «Маленькие строители» - подготовка к работе с блоками Дьенеша (группа №5 «Солнышко»).
5. «Логоритмика с детьми раннего возраста» - развитие художественно-эстетического восприятия (музыкальный руководитель).
6. «Тестопластика» – работа с солёным тестом с детьми 1,5 – 2 лет (группа №6 «Капельки»).
Какую базу мы уже заложили: подобрали необходимый инвентарь и технические средства, сформировали шесть вечерних групп для углублённой деятельности, они функцианируют 1 раз в неделю. Таким образом, у детей раннего возраста появляется реальная возможность шагать в ногу со временем и новыми требованиями ФГОС. (Позже, уважаемые коллеги, вы сможете познакомиться с ППРС в группах)
Вариативная деятельность запланирована как инструмент позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, развития его личности, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Основной подход к разработке вариативной деятельности заключается в коллективном проектировании документа, который стал эффективным инструментом в решении годовых задач как СП, так и приоритетного познавательно-речевого направления развития воспитанников МБДОУ ДС №1. При разработке вариативной части ООП учли, что формируемая часть педагогами должена являться руководством к действию для всех субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, руководитель).
Прежде всего, вариативная часть должна опираться на принципы дошкольного образования и целевые ориентиры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создание комплексной развивающей среды предполагает:
• согласованность в действиях педагогов;
• непротиворечивость методов, приемов и программ внутри ООП
• обеспеченность материалами, пособиями, конструкторами, веществами, игрушками, пространством для предоставления детям разнообразного опыта;
• содействие педагога во взаимодействии ребенка со средой;
• поддержка продуктивных способов действия ребенка;
• задачность, предоставление задачек на актуальные проблемные ситуации;
• сообразность возрастному развитию: обеспечение позитивного эмоционального общения в младенчестве, предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте, игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Содержание вариативной части ООП соответствует запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Важнейшим условием реализации вариативной части является создание образовательной среды, и эмоционально комфортной и развивающей для ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры – это:
• Обеспечение эмоционального благополучия детей;
• Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• Развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Главным принципом создания образовательной среды детского сада является сочетание и чередование:
• Ситуаций, в которых ребенок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне (воспитателем, правилами группы, другими участниками образовательного процесса и т. д.) – адаптивная составляющая.
• Ситуаций, в которых ребенок активен, и сам задает нормы и правила, выбирает материал, партнера, способ деятельности, придумывает правила игры и т. д. – пространство детской инициативы.
В рамках системно-деятельностного подхода образовательный процесс строится на принципе обратной связи: задача развития ребёнка – достижение ребёнка (результат) – задача развития ребёнка. С позиции такого подхода акцент смещается с содержательного аспекта на результаты деятельности ребёнка в процессе освоения образовательного содержания (через инновационные и нетрадиционные технологии). При этом результаты развития детей отличаются высокой степенью вариативности и отражают возможные разбросы индивидуально-возрастной нормы.
На ступени дошкольного периода детства образовательные результаты определяются сложно. Это связано с отсутствием нормативных требований к образованности ребёнка. В то же время стандартизация современного образования ориентирована на компетентностный подход, который рассматривает оценку «знания в действии». Таким образом, устанавливается связь: задача развития ребёнка – достижения ребёнка (результат) – задача развития ребёнка.
В соответствии с данным подходом, деятельность ребёнка в детском саду представляет собой решение системы задач, через взаимодействие со взрослыми и сверстниками, которое направлено на социализацию и индивидуализацию ребёнка, его развитие.
Таким образом, актуальной становится разработка вариативной части ООП, отражающей:
Вариативные образовательные результаты детей как основу определения образовательных задач;
Субъектно-деятельностный подход к определению содержания и способов организации образовательного процесса, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Использование игровых, познавательно-исследовательских, творчески, ориентированных и социально-развивающих образовательных технологий, в основе которых лежит организация совместной деятельности и сотрудничества детей (социализация);
Организацию культурных практик детей и поддержку их инициативы (желания, обеспечивающих ампфлипикацию детского развития;
Сотрудничество с семьёй как условие единого пространства развития и образования детей;
Способы психолого-педагогической диагностики достижений и проблем развития;
Комплексный подход к работе, ориентированный на индивидуальные особенности детей.
Деятельность ребё нка в образовательном процессе связана с задачами:
Образовательной деятельности;
Сотрудничества с детьми и взрослыми;
Культурных практик;
Самостоятельной и спонтанно возникающей деятельности.
Деятельность ребёнка в детском саду обладает особыми характеристиками (Т. М. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова).
1. Деятельностно-субъектная характеристика отражает проявление ребёнком активности, инициативы, самостоятельности и творчества в условиях решения образовательной задачи и детских видов деятельности.
Становление деятельностно-субъектной характеристики осуществляется постоянно и проходит следующие этапы:
Этап поддержки (совместно со взрослым действия в зоне ближайшего развития);
Этап самостоятельности;
Этап инициативности и творчества.
Деятельностно-субъективные характеристики демонстрируют готовность ребёнка решать образовательные задачи, соответствующие его возрасту.
2. Эмоционально-субъектная характеристика связана с заинтересованностью ребёнка деятельностью, уровнем эмоционального удовлетворения при её осуществлении. Она показывает степень успешности ребёнка, его индивидуальных потребностей, особенности его социального развития.
Деятельностные характеристики достижений могут стать основой педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей.
Основной формой работы с детьми в соответствии с ФГОС является игра. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды деятельности ребёнка, в общение взрослых с детьми. Современные требования способствуют построению образовательного процесса в форме увлекательной проблемно-игровой деятельности, обеспечивающей проявление ребёнком инициативы, развитие самостоятельности и творчества. Специфичность детской игры как единственного вида деятельности, которая позволяет превратить требования взрослого в деятельность ребенка. Игра не является способом получения новых знаний, она является механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения социального опыта ребенка. При разработке вариативной части мы чётко помнили, что в палитре разных деятельностей : продуктивной, исследовательской, проектной, познавательной - игровая является особо значимой для ребенка.
С этой позиции вариативная деятельность нацеливает педагогов и родителей развивать у детей самостоятельность, познавательный интерес в разных видах деятельности, организовать сотрудничество взрослого и ребёнка, совместную деятельность детей.
Задачи организации детской деятельности с использованием инновационных технологий:
Формирование мотивации у детей участвовать в деятельности;
Определение для детей мотивационно-целевых ориентиров и планирование действий для достижения результата;
Выполнение группы действий на основе знаний и умений;
Использование при решении задач детской деятельности имеющихся условий и средств;
Взаимодействие педагога и детей в ходе решения задач детской деятельности, которая может иметь характер обучения, сотрудничества, поддержки.
Учитывая, что модель вариативной деятельности разрабатывается для первой ступени дошкольного образования, в качестве базовой программы будет выступать основная образовательная программа дошкольного образования.
Организация образовательного процесса детского сада на основе активных способов и технологий (игровых, познавательно-исследовательских, творческих, социально-развивающих) смещает акцент с прямого обучения и обеспечивает признание ребёнка полноценным субъектом образовательных отношений.
Таким образом, образовательный процесс детского сада выступает как процесс решения ребёнком задач деятельности, совокупность которых соответствует пяти образовательным областям, обозначенными ФГОС ДО.
Гуманитарная феноменология детства позволяет рассматривать ребёнка как потребителя образовательной программы. Современный дошкольник ориентирован на разнообразную активную деятельность, он любит играть, рисовать, петь, лепить, гулять и пр. Соответственно, о качестве вариативной деятельности свидетельствует её направленность на разнообразную детскую деятельность. Вариативная часть проектируется «от ребёнка» с учётом его возрастных особенностей, возможностей и интересов.
Таким образом, с позиции ребёнка-дошкольника критериями качества соответствует та вариативная деятельность, которая представляет ребё нку возможность:
1. Играть и активно включаться в разные виды деятельности.
2. Дружить и общаться со сверстниками, так и со взрослыми.
3. Удовлетворять потребность в активном движении.
4. Осваивать разнообразное познавательное содержание.
5. Ориентироваться на особенности ребёнка в организации образовательного процесса
Вариативная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности – это наше будущее.
Надеемся, что наш опыт поможет родителям и педагогам реализовать современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, что позволит вырастить детей интеллектуально развитыми и здоровыми.
Желаем успехов в работе и начинаниях!