Анастасия Смола
Формирование санитарно-гигиенических навыков у воспитанников с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс обучения и воспитания является целостной педагогической системой на основе создания коррекционно - развивающей, воспитательной среды на занятиях и во внеурочное время с целью социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ. Постоянное наблюдение за динамикой развития воспитанников, состоянием их здоровья помогает обеспечить индивидуально-личностный подход к обучению, воспитанию, коррекции и развитию.
Публикация «Формирование санитарно-гигиенических навыков у воспитанников с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Формирование у детей санитарно-гигиенических навыков - важная часть культуры поведения ребёнка. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела причёски, обуви, одежды продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Формирование у детей навыков санитарно-гигиенического характера играет важную роль в охране их здоровья, способствует соблюдению норм поведения в быту и общественных местах.
Необходимо стремиться, чтобы соблюдение правил гигиены стало для них естественным, постоянно совершенствовалось.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, волосами, за полостью рта, сохранение зрения, слуха.
Воспитанники коррекционной группы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Для того, чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.
Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Гигиеническое обучение проводила как индивидуально, так и с группой в целом. Важно осуществлять требование и контроль над выполнением санитарно – гигиенических норм.
В процессе обучения использовала наглядные пособия, наглядный пример. Ребёнок лучше поймёт и осмыслит материал, если объяснения будут подкреплены показом иллюстраций, фотографий, плакатов.
Широко применяла метод наглядности путём демонстрации картин, таблиц, отдельных предметов гигиенического обихода.
Для привития гигиенических навыков мною применялись : показ, пример, объяснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко использовала игровые приёмы, потешки, стихи: «чище мойся, воды не бойся», «тёплою водою руки чисто мою», «кусочек мыла я возьму и ладошки им потру», «кто не чистит зубы, руки моет редко, то не будет сильным и здоровьем крепким», «надо, надо умываться…».
Использовала литературные примеры - «Федорино горе», «Мойдодыр», «Королева Зубная Щётка».
Необходимо вырабатывать у ребёнка алгоритм действий, обращать внимание на необходимость его соблюдения. Постепенное усложнение требований переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, позволяет совершенствоваться.
Дети с нарушением интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Особое значение имеет вопрос оказания помощи детям с ОВЗ через театральную деятельность, которая ориентирует на всестороннее развитие и воспитание, коррекционное здоровье, решение проблем социальной адаптации детей. Театральная деятельность способствует развитию высших психических функций, типовых навыков социального поведения. Совместное чтение, драматизация сказок, разыгрывание различных жизненных ситуаций имеют большое значение для решения коррекционно – развивающих задач.
В работе применяю ситуативные практикумы, сюжетные, ролевые игры: «Причеши куклу Варю», «Волшебная щёточка», «В гостях у мастера – портного», «Утренний туалет Мишки», сценки про грязнулю «Ах, ты, девочка, чумазая», «Да и нет». Все эти мероприятия учат простейшим навыкам ухода за своим телом, формируют потребность поддерживать его чистоту, закрепляют навыки самостоятельного ухода за руками, волосами, позволяют получать информацию об охране глаз, зубов, получать навыки ухода за своим внешним видом. Дети учатся видеть недостатки в своей одежде, самостоятельно их исправлять, одеваться по погоде.
Особое значение отвожу занятиям: «Ухо – это орган слуха», «Кто живёт у тебя на руках», «Руки – лицо человека», «В гостях у Мойдодыра», «Дороже алмаза два твоих глаза», «Здоровые зубы здоровью любы».
Важно, чтобы дети учились владеть санитарно – гигиеническими и социально - бытовыми навыками, применять их на практике, но они не всегда следуют их выполнению в силу своих психофизических особенностей.
Учитывая низкий уровень мотивационной сферы, депрессивные настроения, необходимо продолжать работу по привитию ключевых жизненных компетенций и продолжать развивать уверенность в социальной востребованности. Это способ их успешной социализации.