Приложение МААМ

Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС

Татьяна Шаргунова
Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение.

«Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Выступила:

учитель начальных классов

Шаргунова Т. М.

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).

Публикация «Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

А как же оценивать действия детей, связанные с поиском нового? Сам факт активности, поднятую руку? Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине? Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение.

Основным направлением в своей педагогической деятельности я вижу создание на уроках условий, способствующих становлению и развитию таких личностных качеств как самостоятельное целепонимание, осознанность и избирательность поведения, адекватная самооценка. И это важно! Потому что ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится хозяином своих интеллектуальных богатств, постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять «что я уже умею и знаю», «этого еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже знаю и умею», начинается учебная самостоятельность младшего школьника.

Так что же такое самооценка?

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки :

умение перед началом работы спланировать ее;

умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;

умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Для развития самооценки необходимо создавать условия для совместной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы:

-обучение в деятельности;

-предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности;

-обеспечение позитивного опыта деятельности;

-работа педагога в стиле сотрудничества;

-приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы;

Развитие самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Решающее влияние на развитие

самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих;

- осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

И это осознание не появится автоматически: надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. Работа в данном направлении должна вестись систематически.

Инструменты (методики) формирующие оценивание

Методики, формирующие самооценку, существует несколько. Я хочу остановиться лишь на тех, которые использую для своей работы в начальной школе.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из тр х цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого

не могу, мне трудно,

Жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом

разобрался,

Зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2. Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

3. Линеечки, пятиуровневая шкала. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»«А» или «О» : П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы.

Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего,

низкий. Учитель договаривается с детьми, за что

ставится та или иная оценка, поэтому дети могут

определить, какому уровню соответствует работа.

Аналогичное обсуждение предваряет введение

шкалы для оценки аккуратности и оформления работы.

Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

4. Методика: «Радуга». Учащимся выдается

карточка – круг, разделенный на столько частей,

сколько заданий учитель выносит на контроль.

Каждое задание, выполненное правильно дети

отмечают красным цветом, с одной ошибкой –

зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым

цветом. Эффективно используется на обобщающих

уроках.

5. Методика: «Древо творчества».

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

6. Методика: «Мы – вместе» «Оценочный лист»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во

2 строке – самооценка ученика выполненного задания,

в 3 – оценка учителя.

При использовании данной методики особое

внимание уделяется выбору заданий, выносимых

на контроль, ребенок должен видеть результат:

совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если

не совпадает – требуется разъяснение.

7. С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика

Н. Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается лесенка

из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той

ступеньке, на которой считает нужным.

Такая работа по самооценке,

впоследствии будет формироваться и

совершенствоваться на каждом уроке.

8. С целью формирования правильной самооценки

необходимо использовать на уроках методику для работы в парах

«Сосед по парте». Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

8. Упражнение "Мой портрет в лучах солнца". Ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова "Я могу". Вокруг изображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.

9. «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением.

Задание дается в следующей форме : «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться». Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия

Правила повышения самооценки.

Памятка

1. Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.

2. Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях.

3. Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику.

4. Вечное недовольство всем и вся, любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.

5. Сравнивайте только себя с самим собой.

6. Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.

Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.

Для развития самоконтроля и самооценки не только на уроках но и во внеурочной деятельности рекомендую завести Портфолио учеников.

Порфолио - это фиксация развития ребенка, Ребенок имеет право заглядывать в свой портфолио. Портфолио помогает самому ребенку знать многое о себе, учиться анализировать свои достижения и промахи, стремиться к новым вершинам и целям и преодолевать препятствия.

Портфолио может стать хорошим помощником самому ученику, особенно тогда, когда он вместе с учителем начнет анализировать те материалы, которые собираются в его папке.

Наличие портфолио помогает:

в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.

в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием.

в формировании нравственных качеств в личности.

В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС доФотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний "Зимние забавы", в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО для выступления на РМО по начальной школе Одной из задач современной школы в условиях внедрения ФГОС является создание условий для личностного развития каждого ребенка и формирование.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 27 сентября 2023 в 16:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шаргунова (УИ 835287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД