Мария Денисова
Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона
Дошкольный возраст – это значимый период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень важный путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад, семья, социальное окружение. В условиях поликультурного региона существуют определенные традиции трудового воспитания дошкольников, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Процесс самообслуживания занимает достаточно важное место в народных традициях. Есть много поговорок, потешек, прибауток и народных сказок, посвященных трудовому воспитанию и необходимости следить за здоровьем, которые могут оказать методическую поддержку в педагогической деятельности.
Публикация «Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Развитие у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. Как отмечают многие ученые Ю. А. Афонькина [1], О Б. Васильева [2], С. В. Кахнович [9] и др. в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Для закрепления навыков самообслуживания целесообразно использовать игровую деятельность, в ней дети подражают бытовым действиям взрослых (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и др., а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков.
Ребенок учиться быть самостоятельным, осознанно подходит к выполнению педагогических требований, в том числе и в процессе приучения к навыкам самообслуживания, формируется «социальная компетентность» (термин Т. В. Ермолова [3]). Поэтому навыки самообслуживания являются основой для формирования культуры межличностных отношений.
Дошкольный возраст является этапом становления личности ребенка. Ребенок изначально включен в межличностные отношения, более того, чем он младше, тем более социальным существом является. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях происходит нравственное становление личности.
В практике воспитания давно было отмечено, что поведение человека кроме внешних проявлений имеет и движущие силы, скрытые от визуального наблюдения. Именно латентные, внутренние потребности, мотивы управляют эмоциями и чувствами, в целом – поведением человека, что и обеспечивает его субъектность. Духовность, индивидуальность, субъектность человека находят свое выражение именно в культуре межличностных отношений, проявляясь наиболее ярко, отчетливо.
Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в контексте социальной компетентности подводит нас к анализу аспекта культурно-толерантной личности. В современных условиях поликультурного региона становится актуальным воспитать в ребенке толерантное отношение к представителям других национальностей и конфессий. Поэтому в содержание поликультурного воспитания дошкольников мы включаем знакомство с культурными достижениями разных народов. В нашем исследовании в парадигме эстетического воспитания детей дошкольного возраста [6; 7; 8] рассматривается знакомство с творчеством всемирно известных скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи и живописца Федота Васильевича Сычкова. Между тем, раскрывается и культура русского народа в единстве с мордовским.
Т. В. Ермолова [3] выделяет наиболее важные составляющие социальной компетентности дошкольников такие как : 1) представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений; 2) их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач; 3) наличие в поведении детей нового способа саморегуляции. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста и, в целом, культурно-толерантной личности охватывают все отмеченные Т. В. Ермоловой составляющие социальной компетентности дошкольников.
Мы отмечаем прикладное значение культуры, выраженное через изучение конкретных этнических культур (в частности, мордовской). В культуре мордовского народа мы находим многие полезные рецепты приготовления пищи, организацию быта, позволяющие сохранять здоровье и работоспособность. А также важность трудового воспитания детей и как основная составляющая такого подхода, это формирование навыков самообслуживания. Возможность не зависеть от взрослого возникает у ребенка, когда он активно участвует в процессе собственного воспитания и овладевает навыками самообслуживания и регуляции в соответствии с целью собственного поведения.
В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, конкретно двигательной, реже коммуникативной. Первыми о поведении человека задумались бихевиористы, которые в начале ХХ в. объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые, функционирующие по схеме «стимул – реакция». Современное понимание поведения [5] выходит за рамки совокупности реакций на внешний стимул, хотя поведение ребенка иотличается множеством проявлений, однако в упрощенном варианте оно вполне подходит под формулу бихевиористов.
Именно поведение у детей является той непостоянной субстанцией, которая нуждается в воспитании. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [11, с. 276]. Ввиду того, что внутренними составляющими являются мотивация и целепологание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, навыки самообслуживания и основы трудового воспитания, поэтому их формирование и развитие во многом определяются педагогическими условиями и, в частности, личностью педагога и родителя. Внешние проявления, такие как общение, поведение, трудовое воспитание ребенка являются лишь результатом внутренней работы.
Социальная активность детей дошкольного возраста выражается во внутреннем стремлении следовать в своем поведении общечеловеческим ценностям, нормам справедливости и морали, которые представлены в культуре межличностных отношений.
Активность ребенка является показателем критерия осознанности и произвольности поведения. Осознанность и произвольность поведения ребенка является критерием культуры межличностных отношений.
Так же достаточно важным показателем критерия осознанности и произвольности поведения является уровень саморегуляции детей в эмоциональной и познавательной сферах. В результате воспитания у детей возникают механизмы саморегуляции поведения, выраженные в произвольной активности: анализе значимых условий деятельности; в системе критериев успешности деятельности; желании корректировать поведение с целью взаимодействия. Саморегуляция соотносится с самовоспитанием. Для формирования саморегуляции необходим достаточный уровень развития у детей дошкольного возраста психических процессов.
В работах Ю. А. Афонькиной [1], А. В. Запорожеца [4], Т. С. Комаровой [10], Г. А. Урунтаевой [1] и др. отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации.
Однако при формировании навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста воспитатели уделяют, как показывает констатирующий этап нашего эксперимента, недостаточное внимание этому процессу. Так в теории мало разработано методических пособий, поэтому возникает необходимость проработки программы мероприятий, в которой учитывались бы возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и использовались бы разнообразные формы работы, методы и приемы. Навыки самообслуживания необходимо прививать с раннего детства. Сформированные до поступления в дошкольную образовательную организацию навыки самообслуживания облегчают адаптацию и пребывание ребенка в детском саду, приучают к систематическому труду, расширяют представления и знания детей об окружающих вещах, развивают самостоятельность и предпосылки его участия в любой продуктивной деятельности.
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, направленно на удовлетворение повседневных потребностей. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи, различные игры и игровые упражнения, а также народные сказки, пословицы с этнокультурной направленностью для воспитания трудолюбия и гигиены. Дети играют, слушают поучительные сказки, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают действиями с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
С целью диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4» г. о. Саранск. В эксперименте принимали участие 25 детей младшего дошкольного возраста. Были использованы методики: наблюдение за поведением детей в быту, интервью с родителями, методика «Изучение культурно-гигиенических навыков» Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой, [1]. Для проверки достоверности наличия различий между группами до и после обучающего эксперимента использовался t-критерий Стьюдента.
По результатам констатирующего эксперимента дети младшего дошкольного возраста имели средний уровень развития навыков самообслуживания : уверенно с помощью взрослого выполняют основные действия по самообслуживанию, у них ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться.
С целью развития навыков самообслуживания у младших дошкольников нами была составлена картотека игр, которая включала следующие разделы. 1. Дидактические игры на проверку знаний о предметах гигиены. 2. Дидактические игры, направленные на обучение умыванию, одеванию и раздеванию. 3. Дидактические игры, направленные на закрепление знания детей о столовой посуде, обучение поведению за столом. 4. Игры и чтение сказок этнокультурной направленности для воспитания трудолюбия и умения регулировать собственное поведение в соответствии с целью взаимодействия.
Игры и упражнения, содержащиеся в картотеке, обеспечивали постепенность работы с детьми по формированию навыков самообслуживания. При обучении использовались следующие приемы: показ самого действия, пояснение, объяснение нового, прием повторения действий, поощрение, чтение художественных произведений (народные сказки, показ неправильного поведения с помощь кукол с доступным для дошкольников юмором.
По результатам контрольного эксперимента количество младших дошкольников с высоким уровнем развития навыков самообслуживания – увеличилось, со средним и низким – уменьшилось.
В ходе расчета t-критерия Стьюдента по полученным данным диагностических методик были отмечены среднестатистические достоверные различия между развитием навыков самообслуживания у младших дошкольников (p 0,01) до и после обучающего эксперимента.
Таким образом, формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если использовать игровую деятельность с учетом возможностей поликультурного воспитания, что гипотетически окажет влияние на социальную компетентность ребенка.
Список использованных источников
1. Афонькина, Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. – М. : Просвещение, 1997. – 294 с.
2. Васильева, О. Б. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет в экспериментально-игровой деятельности/ О. Б. Васильева, И. Н. Трафимова //Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 4-7.
3. Ермолова, Т. В. Влияние образовательной среды на формирование личностных и социальных компетенций дошкольников / Т. В. Ермолова.