Приложение МААМ

Консультация «Формирование речи в дошкольном возрасте»

Алла Бондаренко
Консультация «Формирование речи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речи в дошкольном возрасте

Одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также в его деятельности в различных ее сферах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Темочки:

Родители, сталкиваясь с трудностями обучения их ребенка, расстраиваются и не понимают, почему его ребенок безграмотно пишет, пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении, не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и т. п. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили в кружки, в различные развивающие центры и, вроде, добились своей цели – ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которые они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо было делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в образовательной программе детских садов, созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Новая образовательная программа нацелена на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание в программе отводится формированию речи.

Опыт нашей работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Такое подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе и во время последующих встреч родителей пытаются убедить, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда вовсе безрезультатны.

Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга. А при этом одной из первых страдает речь.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за помощью к специалистам. В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в 5-летнем возрасте, а то и непосредственно перед самой школой. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти-шести годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась вместе с дефектами, специалисты «принимаются за дело». Это неправильно, особенно, если учесть состояние здоровья современных детей. Многие специалисты в разные годы неоднократно говорили, что не надо ждать, необходимо оказывать всестороннюю помощь до завершения процесса, тем самым предупреждая расстройства речи (возрастные и некоторые патологические).

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – это сложный процесс. Чтение и письмо – это только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладеет для своего дальнейшего полноценного развития. Необходимо донести до родителей, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха.

4. Необходимо очень осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у ребенка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой культуре. К примеру, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение шипящих и свистящих звуков считается речевым дефектом (межзубный сигматизм, требующим серьезной работы по его исправлению.

Итак, педагоги и родители «вооружены» новой образовательной программой ДОУ и рабочей программой, разработанной для каждой возрастной группы. Знакомясь с предлагаемым программой пособием, родители понимают, что перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей, различаются лишь пути их реализации, о которых родители также узнают, читая предлагаемые материалы, обеспечивающих реализацию программы.

В нашем детском саду с детьми проводится следующая работа.

Обследование речи. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы. Обследование речи – трудоемкий процесс, от результатов которого зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи. Результаты обследования в индивидуальной беседе доводятся до каждого родителя. Главная цель этого этапа – заручиться поддержкой родителей для дальнейшего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе педагоги отмечают слабые и сильные стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Мы объясняем родителям, что их участие не должно быть разовым. Каждая речевая игра, упражнение и пр. – это неотъемлемая часть сложного формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса, пострадает ребенок.

Опыт нашей работы позволил определить разнообразные формы совместной деятельности педагогов и родителей по речевому развитию детей. Остановимся лишь на некоторых формах.

Логотека. Один раз в неделю мы проводим «Логотеку». Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений на игровом материале. На это мероприятие приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателей по интересующим их проблемам, познакомиться с различными дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми, взять домой на время понравившиеся игровые материалы.

Говорящая газета для родителей «Совушкина школа». В приемной комнате на специальном стенде раз в месяц мы размещаем как теоретический материал, так и практические советы. Каждый выпуск газеты посвящен какой-то одной проблеме речевого развития ребенка: артикуляции звуков, грамматическому строю речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики и пр. Есть в нашей газете постоянные рубрики: «Поговорим серьезно», «Школа профессиональных родителей».

Домашнее задание. Мы даем родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции (какие артикуляционные упражнения следует разучить, как вводить и разучивать эти артикуляционные упражнения).

Игротека у меня дома. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая материал, мы учитываем большую загруженность родителей и накопленную усталость к концу дня. Например, «Играем на кухне». «Помогаю маме» (перебираем горох, фасоль, гречку, пшено и пр.). «Волшебные палочки» (выкладывание простейших предметов из палочек, макарон, спичек с отрезанными головками). «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из борща, из кухонного шкафа, из печеньки и пр.). «Угощаю» (родитель и ребенок вспоминают вкусные слова и угощают друг друга, «кладут» его на ладошку). Можно вспомнить «кислые», «соленые», «горькие» слова. «По дороге из детского сада» (в детский сад) (родители и ребенок называют предметы, мимо которых они проходят. Но непросто называют их, а говорят, какие они. Например, «Вот почтовый ящик. Он синий», «Я заметил кошку. Она пушистая» и т. д.). «Волшебные очки» (родитель и ребенок «надевают волшебные очки» и все вокруг становится красным. Красный забор, красное солнышко, красные ботинки, красная дорога и пр.).

Традиционные игры. По нашей рекомендации родители вводят в жизнь семьи традиционную игру. Например, игра «Я дарю тебе словечко», цель которой – расширение словаря ребенка. Суть в том, что один раз в неделю (в воскресенье) «дарят» ребенку новое для него слово. И не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «осенние», «легкие», «тяжелые» и пр. И эти подаренные слова дети «приносят» в понедельник в садик и знакомят с ними всех ребят. Мы, воспитатели, записываем эти слова на листочках бумаги, кто их принес, и «складываем» их в коробку, которая называется «коллекция слов». Затем, мы с ними «играем».

Выставки «Как умелые ручки язычку помогали». Мы рассказывали родителям о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились с этой информацией, мы узнаем из материалов выставки. На выставке демонстрируются только те поделки, которые сделаны детьми дома.

Нами наработан большой опыт, о котором можно еще долго говорить.

В заключении хочется сказать, что у нас, все-таки, не «работа с родителями», а «взаимодействие с семьей», хотя первое является составной частью второго. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль или обратную связь. При этом, надо помнить: контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте» «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей «Вредные привычки в младшем дошкольном возрасте» Вредные привычки – это признак сильной тревожности. Важно понимать, что причины, провоцирующие такое поведение, имеют под собой реальную.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование речи в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 05:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование речи в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Бондаренко (УИ 557225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД