Алла Бондаренко
Консультация «Формирование речи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи в дошкольном возрасте
Одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также в его деятельности в различных ее сферах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Темочки:
Родители, сталкиваясь с трудностями обучения их ребенка, расстраиваются и не понимают, почему его ребенок безграмотно пишет, пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении, не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и т. п. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили в кружки, в различные развивающие центры и, вроде, добились своей цели – ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которые они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо было делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в образовательной программе детских садов, созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Новая образовательная программа нацелена на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание в программе отводится формированию речи.
Опыт нашей работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Такое подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе и во время последующих встреч родителей пытаются убедить, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда вовсе безрезультатны.
Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга. А при этом одной из первых страдает речь.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за помощью к специалистам. В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в 5-летнем возрасте, а то и непосредственно перед самой школой. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти-шести годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась вместе с дефектами, специалисты «принимаются за дело». Это неправильно, особенно, если учесть состояние здоровья современных детей. Многие специалисты в разные годы неоднократно говорили, что не надо ждать, необходимо оказывать всестороннюю помощь до завершения процесса, тем самым предупреждая расстройства речи (возрастные и некоторые патологические).
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – это сложный процесс. Чтение и письмо – это только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладеет для своего дальнейшего полноценного развития. Необходимо донести до родителей, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха.
4. Необходимо очень осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у ребенка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой культуре. К примеру, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение шипящих и свистящих звуков считается речевым дефектом (межзубный сигматизм, требующим серьезной работы по его исправлению.
Итак, педагоги и родители «вооружены» новой образовательной программой ДОУ и рабочей программой, разработанной для каждой возрастной группы. Знакомясь с предлагаемым программой пособием, родители понимают, что перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей, различаются лишь пути их реализации, о которых родители также узнают, читая предлагаемые материалы, обеспечивающих реализацию программы.
В нашем детском саду с детьми проводится следующая работа.
Обследование речи. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы. Обследование речи – трудоемкий процесс, от результатов которого зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи. Результаты обследования в индивидуальной беседе доводятся до каждого родителя. Главная цель этого этапа – заручиться поддержкой родителей для дальнейшего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе педагоги отмечают слабые и сильные стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Мы объясняем родителям, что их участие не должно быть разовым. Каждая речевая игра, упражнение и пр. – это неотъемлемая часть сложного формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса, пострадает ребенок.
Опыт нашей работы позволил определить разнообразные формы совместной деятельности педагогов и родителей по речевому развитию детей. Остановимся лишь на некоторых формах.
Логотека. Один раз в неделю мы проводим «Логотеку». Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений на игровом материале. На это мероприятие приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателей по интересующим их проблемам, познакомиться с различными дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми, взять домой на время понравившиеся игровые материалы.
Говорящая газета для родителей «Совушкина школа». В приемной комнате на специальном стенде раз в месяц мы размещаем как теоретический материал, так и практические советы. Каждый выпуск газеты посвящен какой-то одной проблеме речевого развития ребенка: артикуляции звуков, грамматическому строю речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики и пр. Есть в нашей газете постоянные рубрики: «Поговорим серьезно», «Школа профессиональных родителей».
Домашнее задание. Мы даем родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции (какие артикуляционные упражнения следует разучить, как вводить и разучивать эти артикуляционные упражнения).
Игротека у меня дома. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая материал, мы учитываем большую загруженность родителей и накопленную усталость к концу дня. Например, «Играем на кухне». «Помогаю маме» (перебираем горох, фасоль, гречку, пшено и пр.). «Волшебные палочки» (выкладывание простейших предметов из палочек, макарон, спичек с отрезанными головками). «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из борща, из кухонного шкафа, из печеньки и пр.). «Угощаю» (родитель и ребенок вспоминают вкусные слова и угощают друг друга, «кладут» его на ладошку). Можно вспомнить «кислые», «соленые», «горькие» слова. «По дороге из детского сада» (в детский сад) (родители и ребенок называют предметы, мимо которых они проходят. Но непросто называют их, а говорят, какие они. Например, «Вот почтовый ящик. Он синий», «Я заметил кошку. Она пушистая» и т. д.). «Волшебные очки» (родитель и ребенок «надевают волшебные очки» и все вокруг становится красным. Красный забор, красное солнышко, красные ботинки, красная дорога и пр.).
Традиционные игры. По нашей рекомендации родители вводят в жизнь семьи традиционную игру. Например, игра «Я дарю тебе словечко», цель которой – расширение словаря ребенка. Суть в том, что один раз в неделю (в воскресенье) «дарят» ребенку новое для него слово. И не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «осенние», «легкие», «тяжелые» и пр. И эти подаренные слова дети «приносят» в понедельник в садик и знакомят с ними всех ребят. Мы, воспитатели, записываем эти слова на листочках бумаги, кто их принес, и «складываем» их в коробку, которая называется «коллекция слов». Затем, мы с ними «играем».
Выставки «Как умелые ручки язычку помогали». Мы рассказывали родителям о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились с этой информацией, мы узнаем из материалов выставки. На выставке демонстрируются только те поделки, которые сделаны детьми дома.
Нами наработан большой опыт, о котором можно еще долго говорить.
В заключении хочется сказать, что у нас, все-таки, не «работа с родителями», а «взаимодействие с семьей», хотя первое является составной частью второго. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль или обратную связь. При этом, надо помнить: контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным.