аноним
Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики
Никогда не помогай ребенку делать то, что он, как ему кажется, может сделать сам.
Мария Монтессори
В современное время развития информационных технологий развитие речи у дошкольников ухудшается, так как «живое общение» с взрослыми и сверстниками заменено общением в социальных сетях, просмотром мультфильмов, компьютерными играми.
Публикация «Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учёные-практики всегда большое внимание уделяли изучению речи детей дошкольного возраста, отмечали, влияние мелкой моторики на развитость речи у детей старшего дошкольного возраста, то есть на связь между рукой и головным мозгом. Игры, основной вид деятельности дошкольника, развивающие координацию движений пальцев ребенка, очень просты, всем доступны и в тоже время эффективны. Можно отметить следующую закономерность: речевое развитие дошкольника находится в пределах нормы лишь в том случае, если развитие координации пальцев ребенка соответствует возрасту. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. При этом общая моторика может быть даже выше нормы. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук (а именно от пальцев). Основываясь на эту физиологическую особенность дошкольника в своей работе делаем акцент на речевое развитие детей, систематически тренируя движения пальцев рук. Реализуя свою работу, мы основываем ее на комплексном подходе, так как упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию головного мозга, а, следовательно, всех когнитивных процессов, интегрируя во все образовательные области педагогического процесса. Все это обуславливает саморазвитие и познавательную активность дошкольника.
В своей практической мы деятельности используем множество игр и упражнений, способствующих развитию руки ребенка. Причём зачастую это не покупные, а сделанные руками педагогов или родителей с детьми игры.
1. В игре с прищепками, ребёнок развивает большой и указательный пальцы, которые способствуют успешному овладению навыкам письма, развивается воображение, формируются сенсорные эталоны и пространственная ориентация.
2. Пальчиковая гимнастика и игры с пальчиками.
3. Игры с кинетическим песком, развивают координацию рук детей.
4. Сортировка пуговиц и бусин. Игры с бросовым материалом/горох, кофейные зёрна/. Развивает умение делать точные захватывающие движения пальцами рук.
5. Самомассаж. Для этой цели в работе с детьми мы используем природный материал, например: шишки.
6. Определи на ощупь или «волшебный мешочек». Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, воображения, мышления, фантазии, сенсорной памяти.
7. «Мозаика». Она замечательно помогает ребятам не только развивать воображение, но и развивать моторику и получать удовольствие от игры.
Опыт работы показал, что систематический и комплексный подход в развитии у дошкольников мелкой моторики способствуют успешному овладению речи. С мелкой моторикой развивается и речь ребенка. Внедрение в образовательный процесс игр и упражнений развивающих координацию движений пальцев рук, сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и избавляет его от дополнительных трудностей обучения, развивая речь и формируя навыки письма для дальнейшей учебной деятельности в школе.