Наталья Мишукова
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: графические навыки, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми,
Одним из наиболее важных аспектов работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, является, формирование графических навыков как основы подготовки руки ребенка к письму. Письмо – это сложный навык, который включает в себя выполнение тонких координированных движений руки, что вызывает большие трудности у многих детей в младшем школьном возрасте. Развитие графических навыков начинается с мелкой моторики. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие мелкой моторики необходимо начинать в младенческом возрасте когда ребенок выполняет первые хватательные движения пальцами рук, удерживая погремушку. С этой целью предлагается выполнять массаж пальчиков, вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала. Все это воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга и влечет за собой развитие нервной системы и развитие речи.
Публикация «Формирование графических навыков в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Рассмотрим подробнее, что, включают в себя графические навыки в дошкольном возрасте. Под графическими навыками подразумевается овладение ребенком работой с карандашом или ручкой, в результате которой у ребенка вырабатывается умение красиво, легко (без напряжения) рисовать, писать различные графические элементы. Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. В старшем дошкольном возрасте идет непосредственная работа по формированию умений у детей правильно работать с карандашом, кистью, ножницами. Кроме того формируется умение держать ложку, вилку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т. д.
Формирование графических навыков зависит от разнообразных условий. Важнейшее из них правильно подобранные формы работы. В дошкольном образовательном учреждении формы работы включают разнообразные виды деятельности (по изобразительному искусству, физической культуре, музыкальному развитию, ручному труду, конструированию, познавательному развитию, а также мероприятия, проводимые в процессе совместной деятельности с детьми: игровой деятельности, прогулок, экскурсий.
В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста основным видом их деятельности является игра, поэтому даже образовательную деятельность целесообразнее всего планировать в игровой форме. Вовлекая ребенка в образовательную деятельность, воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника, организует его активное участие, обеспечивая при этом много положительных эмоций, овладение знаниями и навыками.
Разберем конкретно каждый вид образовательной деятельности.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является ритмичность, плавность, легкость и скорость письма. Именно поэтому овладению графикой письма, по мнению ученых, способствует чувство ритма, которое развивается во время музыкальных занятий. «Как легко идет работа – пишет В. П. Галкин – когда она сочетается с ритмом.».
Во время занятий физкультурой, развиваются разнообразные качества, важные для трудовой, учебной, спортивной деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма : координация движений, ловкость, четкость и точность движений. Особенно полезны в этом отношении подвижные игры с мячом, обручем, скакалкой, и другими предметами.
Формирование элементарных математических представлений играет особое место в развитии графических навыков. В процессе формирования элементарных математических представлений дети учатся ориентированию в пространстве, в клетке, изображению узоров по клеточкам (графический диктант, соединению точек по цифрам, работе с мелким раздаточным материалом (геометрическими фигурами, обучаются штриховке геометрических фигур, выполняют задания «обведи по контуру» (цифры, заполняют прописи, специально созданные для каждой возрастной группы, играют со счётными палочками. Эта работа способствует развитию тактильных ощущений, глазомеру, которые также в свою очередь благоприятно влияют на развитие навыков письма.
Важное значение для развития мелкой моторики, а следовательно, и графических навыков в целом, имеет активное участие детей в процессе ручного труда. Одним из видов ручного труда является конструирование. Это сложный вид деятельности, который требует от детей особой усидчивости, достаточно развитых психических процессов (логики, внимания, воображения) и мыслительных операций (анализа, синтеза). В процессе конструирования происходит развитие пространственных отношений и общей моторики рук. Перечислим конструкторы, которые чаще других воспитатели дошкольных образовательных учреждений используют в своей работе: лего, магнитные и металлические, болтовые, суставные, блочные; мягкие конструкторы; трансформеры; конструкторы лабиринты; тематические наборы «Город», «Ферма», блоки Дьеныша.
Большое значение для развития мелкой моторики дошкольников имеет и такой вид ручного труда как оригами. В процессе выполнения оригами дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Отдельно необходимо выделить влияние на развитие мелкой моторики художественно эстетических видов деятельности: рисования, аппликации, лепки. В процессе которых развиваются творческие способности, мелкая мускулатура руки, художественный вкус, восприятие цвета. В зависимости от возрастной группы воспитатели используют разнообразный материал для художественного творчества (карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашь, акварель, глину, пластилин, тесто для лепки, картон, цветную и гофрированную бумагу). Для нетрадиционного рисования, который очень нравится детям, применяют крупы, нитки, природный материал, цветной песок.
Развитие графических навыков происходит в процессе всего периода нахождения детей в детском саду. Так, например, в процессе режимных моментов с детьми организуют дидактические, пальчиковые игры, настольные и теневые театры, проводят массажи и самомассажи, сюжетно ролевые, настольно-печатные игры.
Развитие графических навыков необходимо начинать с раннего возраста. Систематическая, целенаправленная, совместная деятельность педагогов и родителей необходимое условие успешного овладения ребенком навыками красивого и правильного письма, которое является одним из основных условий успешного дальнейшего обучения в начальных классах.