МААМ-картинки

Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Марина Костякова
Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155» «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей» размещена в разделах

Данный документ определяет, что сегодня деятельность педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу и идти к поставленной цели уверенно.

В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

Если говорить о функциональной грамотности в пласте дошкольного образования, можно выделить несколько направлений. Одно из них- формирование речевой активности дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития сегодня такова : «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас».

Наблюдая реальную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, проведя диагностику речевого развития, мы видим, что недостаточный уровень речевого развития растет. Поэтому проблема развития речи детей в настоящее время является актуальной.

В настоящее время перед педагогами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Для оптимального и рационального развития в данном направлении необходима структурно-функциональная перестройка деятельности педагогов и специалистов (старшего воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя) на основе разработанных планов, образующих единую систему воспитательно-образовательной работы. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области и направления. Познавательно – речевое и художественно – эстетическое направление, как синтез различных сфер человеческой деятельности, содержит потенциальные возможности для интеграции образовательных областей и видов детской деятельности.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение

В данном направлении деятельность педагогов и специалистов имеет тесное взаимодействие, основанное на том, что каждый специалист, решая свои, сугубо специфические задачи, необходимо взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов. Тем самым мы получаем систему «сопровождения», обеспечивающую полноту и всестороннее детское развитие. Данный подход резко повышает продуктивность деятельности всех субъектов образовательного процесса.

В своей работе по формированию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста мы решили объединить работу музыкального руководителя и воспитателя через интеграцию образовательных областей.

Учитывая мнения великих педагогов в эффективности наглядного материала наиболее эффективен, на наш взгляд метод мнемотехник

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Для достижения более положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса. Поэтому было проведено анкетирование, с целью выявления заинтересованности и содействия в данном направлении.

Результаты анкетирования показали следующие результаты:

На вопросы анкеты ответили 15 человек.

1. Знаете ли Вы, что такое мнемотехника.

ДА-3 человека -15 %

Нет -12 человек 85%

2. Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике?

Да -15 человек, что составило 100 %

3. Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)

Открытое занятие 10 человек- 66%

Консультации -15 человек-100%

Информационный стенд- Да 4 человека-20%

Нет -10 человек- 66 %

Возд. -2 человека -14%

Мастер –класс-100%

Таким образом, была намечена цель нашей дальнейшей работы:

Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей с использованием современных технологий.

Задачи:

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

• поддерживать инициативу и самостоятельную активность детей в образовательной деятельности;

активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия;

• максимально активизировать психические процессы детей (внимание, воображение, мышление, память);

• совершенствовать связную речь детей в ходе рассказов, разучивания песен, стихов, в театрализованной деятельности с использованием мнемотехник;

• обогащать словарный запас;

• вносить изменения в предметно-пространственную среду группы, так чтобы само пространство способствовало развитию познавательного интереса;

• создать условия для партнерского сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Для реализации поставленных задач использовались педагогические принципы и методы. (схема на слайде)

Этапы работы.

1 этап.

1 этап – подготовительный

- Провести первоначальную диагностику детей

- выбор темы, постановка целей и задач;

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор и изготовление материала для занятий

2 этап, Углубленная, систематизированная работа с детьми и родителями в соответствии с составленным перспективным планом (Прил) (изготовлены дидактические игры (Пр. 5, созданы картотеки мнемотаблиц (электронная картотека) (Пр. 6, разработаны буклеты для родителей, проведены консультации, мастер-классы (Пр. 7)

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «лёгкий»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «пушинка», «снежинка».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Подскажи словечко»,

«Найди пару»

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. (Слайд)

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадками, составление пословиц. Такое задание было дано детям на дом. Вместе с родителями дети зашифровали понравившуюся им пословицу. Все к заданию подошли творчески. Была организована выставка-викторина на знание пословиц. Слайд

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

Работа осуществляется в следующей последовательности

1 - Рассматривание таблицы.

2 - Перекодирование информации.

3 - Пересказ информации с опорой на символы.

4 - Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 - Воспроизведение готовой мнемотаблицы.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Работа с родителями:

Для информации родителей было проведено тематическое родительское собрание, оформлен информационно – наглядный материал, консультации, буклеты, мастер – классы в дистанционном формате. Эти формы работы повышают интерес родителей к образовательной деятельности. Родители принимают участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Тем самым, становятся активными участниками всего процесса.

3 этап.

Результатом совместной деятельности педагогов стало повышение речевой активности воспитанников. Прослеживается положительная динамика уровня развития речи у дошкольников.

Результаты диагностики

Старшая группа 5-6 лет

Количество детей в группе - 17 детей.

Из них 7 девочек и 10 мальчиков.

Показатели Сентябрь 2020 год:

• Высокий уровень – 3 детей (17,6%);

• Средний уровень – 10 детей (58,8%);

• Низкий уровень – 4 детей (23,5%).

Показатели Май 2021 год:

• Высокий уровень – 5 детей (29%);

• Средний уровень – 12 детей (71%);

• Низкий уровень – нет (0%).

Данные свидетельствуют о положительной динамике. Показатели уровня развития речи детей дошкольного возраста изменились качественно и количественно (Пр. 8).

5. Заключение

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:

• Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

• У детей овладение навыками пересказа сказок, текстов, разучивание стихов, песен, сказок произошло легче и быстрее, появилось желание пересказывать, выступать, солировать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

• Дети научились анализировать, значительно обогатился их словарный запас.

Все это говорит о практической целесообразности применения мнемотехник для формирования речевой активности детей.

Прослеживается эффективность проведенной совместной работы воспитателя и музыкального руководителя. Для более полного решения задач речевого развития дошкольников в дальнейшем была поставлена цель:

Создать единую систему взаимодействия специалистов, осуществлять анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование экспериментальной работы по использованию мнемотехник для формирования культуры речи дошкольников через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

Разработать и внедрить дополнительную программу по формированию речевой активности у детей с использованием мнемотехник с привлечением других специалистов.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 22:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Костякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД