Татьяна Тукиш
Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний (потешек, небылиц, стихотворений, сказок, рассказов, а также в создании новых слов – новообразований). ФГОС ДО указывает на необходимость развития речевого творчества дошкольников.
Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Оно способствует:
- обогащению словарного запаса и грамматического строя речи,
- совершенствованию коммуникативных умений,
Публикация «Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии, воображения.
- совершенствованию навыков культуры речи и речевого общения,
- развитию эмоциональной выразительности речи,
- воспитанию звуковой культуры речи.
Важно и то, что обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову, развиваются творческие способно-сти.
Научить дошкольников сочинять простейшие стихи можно с помощью игр, которые способствуют развитию навыков стихотворчества.
Игра «Доскажи чистоговорку».
Произношу чистоговорку, а дети ее заканчивают, подбирая рифмы к звукосочетаниям. Играем, как правило, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Поиграем с картиной «Весна». Я начну, а вы продолжайте:
-На-на-на к нам пришла красавица….(весна).
-Чей-чей-чей весело журчит…. (ручей).
-Цы-цы-цы домой вернулись (птицы).
-Ок-ок-ок дует теплый … (ветерок)
-Ва-ва-ва растет зеленая… (трава)
-Ник-ник-ник в лесу расцвел (подснежник) и т. д.
В ходе игры у нас получается описательный рассказ о весне.
Подобным образом составляем чистоговорки-рассказы о животных, цветах, посуде.
Придумать подобные чистоговорки под силу любому ребенку и взрослому.
Игра «Парные картинки», или «Мы в рифмы играем, слова подбираем». В эту игру можно играть с опорой на картинки и без.
-Мы в рифмы играем, слова подбираем, говорю я слово «лень», а в ответ я слышу «день».
Мальчик-зайчик
Мишка-шишка
Зайчик-трамвайчик
Птенец-ларец
Худо-чудо
Кони-пони
Кошка-окошко
Рыба-глыба и т. д
Здесь можно прибегнуть к словотворчеству, придумать свои собственные слова. например, рифмы к слову «учитель» (даритель, смешитель, смотритель, хранитель, спаситель, сочинитель. и т. д.).
Игра «Найди лишнее слово?»
Называю 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими, например: пень, лень, день, лес, утка-шутка-прибаутка-избушка, речка-печка-гречка-сад, пушистая-чистая-золотистая-смешная и т. д.
Игра «Кто больше?». К заданному слову придумываем как можно больше слов - рифм. Для исходно-го слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.
Например, утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка;
Скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д.
Дочка-бочка-точка-кочка
Печка-свечка-речка-гречка-овечка
Игра-жара- кора-пора
Книжка-мишка-шишка-мальчишка-братишка и т. д.
Интересна для детей игра «Коробочка-рифмовочка». Дети находят в коробочке предметы, названия которых рифмуются.
Игра «Сочини дальше». Предлагаю детям одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
На полянку вышел зайка (подбежала к нему лайка)
Жил веселый петушок (имел звонкий голосок, (разноцветный гребешок)
Под кустом сидит зайчишка (а к нему спешит мальчишка)
Там на дереве синичка (а под деревом лисичка)
Прилетела к нам синичка (вместе с ней другая птичка) и т. д.
Следующий этап работы заключается в создании коротких стихотворений с опорой на картинки и без них. Самые доступные стихотворения для дошкольников, это буриме и лимерики.
Буриме — литературная игра (с французского, заключающаяся в сочетании стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Дети с удовольствием сочиняют буриме. Это сочинили дети подготовительной группы:
Славный лес, красивый лес
Полный сказок и чудес.
Вековые в нем дубы
Есть съедобные грибы.
Разноцветные тропинки
А вдоль них растут малинки.
Везде высокая трава
Сидит на дереве сова.
Лимерик-это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Композиция лимерика подчиняется строгим правилам:
- в первой строке называется персонаж и место его происхождения (как правило, употребляется географическое название);
- во второй повествуется о том, что этот персонаж сделал, что с ним случилось или какова его особенность;
- дальнейшее изложение рассказывает о последствиях его действий или свойств.
Лимерик рифмуется таким образом:
Первые две строчки рифмуются между собой;
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой;
Пятая является выводом и может не рифмоваться.
Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт педагог. Затем дети с удо-вольствием сочиняют сами.
Ритм стихотворений способствует активизации мыслительных процессов, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные об-разы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.