Папки-передвижки

Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР

Татьяна Тукиш
Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний (потешек, небылиц, стихотворений, сказок, рассказов, а также в создании новых слов – новообразований). ФГОС ДО указывает на необходимость развития речевого творчества дошкольников.

Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Оно способствует:

- обогащению словарного запаса и грамматического строя речи,

- совершенствованию коммуникативных умений,

Публикация «Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

- развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии, воображения.

- совершенствованию навыков культуры речи и речевого общения,

- развитию эмоциональной выразительности речи,

- воспитанию звуковой культуры речи.

Важно и то, что обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову, развиваются творческие способно-сти.

Научить дошкольников сочинять простейшие стихи можно с помощью игр, которые способствуют развитию навыков стихотворчества.

Игра «Доскажи чистоговорку».

Произношу чистоговорку, а дети ее заканчивают, подбирая рифмы к звукосочетаниям. Играем, как правило, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Поиграем с картиной «Весна». Я начну, а вы продолжайте:

-На-на-на к нам пришла красавица….(весна).

-Чей-чей-чей весело журчит…. (ручей).

-Цы-цы-цы домой вернулись (птицы).

-Ок-ок-ок дует теплый … (ветерок)

-Ва-ва-ва растет зеленая… (трава)

-Ник-ник-ник в лесу расцвел (подснежник) и т. д.

В ходе игры у нас получается описательный рассказ о весне.

Подобным образом составляем чистоговорки-рассказы о животных, цветах, посуде.

Придумать подобные чистоговорки под силу любому ребенку и взрослому.

Игра «Парные картинки», или «Мы в рифмы играем, слова подбираем». В эту игру можно играть с опорой на картинки и без.

-Мы в рифмы играем, слова подбираем, говорю я слово «лень», а в ответ я слышу «день».

Мальчик-зайчик

Мишка-шишка

Зайчик-трамвайчик

Птенец-ларец

Худо-чудо

Кони-пони

Кошка-окошко

Рыба-глыба и т. д

Здесь можно прибегнуть к словотворчеству, придумать свои собственные слова. например, рифмы к слову «учитель» (даритель, смешитель, смотритель, хранитель, спаситель, сочинитель. и т. д.).

Игра «Найди лишнее слово?»

Называю 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими, например: пень, лень, день, лес, утка-шутка-прибаутка-избушка, речка-печка-гречка-сад, пушистая-чистая-золотистая-смешная и т. д.

Игра «Кто больше?». К заданному слову придумываем как можно больше слов - рифм. Для исходно-го слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.

Например, утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка;

Скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д.

Дочка-бочка-точка-кочка

Печка-свечка-речка-гречка-овечка

Игра-жара- кора-пора

Книжка-мишка-шишка-мальчишка-братишка и т. д.

Интересна для детей игра «Коробочка-рифмовочка». Дети находят в коробочке предметы, названия которых рифмуются.

Игра «Сочини дальше». Предлагаю детям одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На полянку вышел зайка (подбежала к нему лайка)

Жил веселый петушок (имел звонкий голосок, (разноцветный гребешок)

Под кустом сидит зайчишка (а к нему спешит мальчишка)

Там на дереве синичка (а под деревом лисичка)

Прилетела к нам синичка (вместе с ней другая птичка) и т. д.

Следующий этап работы заключается в создании коротких стихотворений с опорой на картинки и без них. Самые доступные стихотворения для дошкольников, это буриме и лимерики.

Буриме — литературная игра (с французского, заключающаяся в сочетании стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Дети с удовольствием сочиняют буриме. Это сочинили дети подготовительной группы:

Славный лес, красивый лес

Полный сказок и чудес.

Вековые в нем дубы

Есть съедобные грибы.

Разноцветные тропинки

А вдоль них растут малинки.

Везде высокая трава

Сидит на дереве сова.

Лимерик-это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Композиция лимерика подчиняется строгим правилам:

- в первой строке называется персонаж и место его происхождения (как правило, употребляется географическое название);

- во второй повествуется о том, что этот персонаж сделал, что с ним случилось или какова его особенность;

- дальнейшее изложение рассказывает о последствиях его действий или свойств.

Лимерик рифмуется таким образом:

Первые две строчки рифмуются между собой;

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой;

Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт педагог. Затем дети с удо-вольствием сочиняют сами.

Ритм стихотворений способствует активизации мыслительных процессов, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные об-разы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 22 января 2020 в 18:29
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевого творчества у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш (УИ 157466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД