Татьяна Кириченко
Формирование разговорной речи в беседе
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа как метод обучения- это заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. В детском саду в основном используются беседы воспроизводящего и обобщающего характера. Беседа используется для того, чтобы привести знания детей в систему, она ведет их к правильным и ясным выводам. Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим. В практике детских садов широко проводятся беседы о труде людей, о транспорте, о природе, реже о повседневной жизни детей : «Наши игры», «Как мы дежурим», «О семье», «О птицах», «О пище и ее приготовлении», «О нашем детском саде». Они очень интересны для детей, проходят при максимальной активности, так как темы их одинаково близки всем. Беседы сплачивают коллектив, повышают интерес друг к другу, потому что детям приходится говорить о своих вкусах, о своих умениях. В этих беседах воспитатель может повлиять на поведение детей: дать задание, в соответствующей ситуации привести пример из своего жизненного опыта. В беседе очень легко обнаружить ошибки в речи детей, неправильное представления. Следовательно, беседа имеет большое воспитательно-образовательное значение. В ней закрепляются знания, представления детей, осуществляется влияние на их речь, активизируется словарь, совершенствуются грамматические формы. Еще беседа- эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос-это выбор темы беседы, соответствующей опыту детей, задачам воспитательной работы в данной группе. Беседа целесообразна тогда, когда детям есть что обобщать, т. е есть знания, впечатления, жизненный опыт. Нужно продумать, когда целесообразнее провести беседу. Например, для проведения беседы «Что мы едим и пьем» необходим соответствующий богатый активный словарь у детей. Планировать ее нужно на второй квартал учебного года, так как до беседы на эту тему следует провести такие занятия, как осмотр кухни и кладовой, наблюдение за процессом труда повара, рассматривание на прогулках витрин продовольственных магазинов. Вводная беседа о дежурстве по столовой, где большое место занимает показ и объяснение воспитателя, может проводиться в начале года, в конце года целесообразна итоговая беседа, где дети обобщат свой опыт. В первом квартале можно проводить беседы, требующие меньшей предварительной подготовки детей, например: «О семье», «Как быть здоровым». Итоговыми и обобщающими многочисленные целенаправленные наблюдения детей, являются беседы о детском саде, об одежде. Больше бесед проводится во второй половине года, когда у детей накоплен соответствующий опыт. В месяц можно рекомендовать 1-3 беседы.