Татьяна Горбунова
Формирование пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями
▼ Скачать + Заказать документы
При подготовке к обучению важно сформировать у детей представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности к школьному обучению.
Темочки:
Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения, должна осуществляться на логопедических занятиях, но также закрепляться воспитателями и родителями.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением : в, на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил книгу в ящик».
Нужно объяснять детям, что на — это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.); в — внутри чего-то (в столе, в шкафу и т. д.); под — внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т. д., активно используя схемы предлогов.
На первом году обучения не надо знакомить детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.
Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, в, под, дается «усеченное» задание: положи кружок. стол, а грибок. стул. С помощью вопросов («Понятно, как надо выполнить действие? Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти ее последовательность.
Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить слова под или на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщенного значения предлогов на, под: книга лежит на столе. А где еще может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т. д. При этом голосом следует выделять предлог и изменяемое окончание: положи на стол, под стол, лежит под столом. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузированием, ударением.
После обучающего момента в занятия должны включаться упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии. Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (Дети сели. самолет). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Дети должны демонстрировать, как они усвоили материал. Такого типа задания лучше проводить в виде игр: «Верно — неверно?», «Скажи правильно», «Так или не так?».
Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать языковое чутье, явление переноса, уточнить пространственные представления и выделять предлоги как самостоятельные слова. Особенностью занятий по практическому использованию предлогов является включение и проведение упражнений на развитие пространственного восприятия. Коррекционная задача здесь сводится к коррекции пространственных представлений.