Татьяна Горбунова
Формирование пространственных представлений в разные периоды развития
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день, можно часто услышать от многих педиатров, педагогов, психологов, которые отводят особое значение процессу ползания, что ползанье не только полезное занятие, но и необходимый этап в развитии ребенка. Отсутствие данного этапа в раннем развитии ребенка может негативно сказаться на овладении письмом, поскольку каждое полушарие человеческого мозга управляет «своей» половиной тела, а период ползания является важнейшим этапом для установления функциональной связи между ними. При ползании, благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног, складывается координация движений, а также координация деятельности мозговых полушарий между собой и мозга и тела в целом. Следовательно, если у ребенка сформирована совместная деятельность полушарий, то она является полноценной основой для дальнейшего развития и успешного обучения в школе.
Публикация «Формирование пространственных представлений в разные периоды развития» размещена в разделах
Как только ребенок встал на ножки и пошел, окружающее его пространство значительно расширяется, появляются новые предметы для познания. Этот период важен для полноценного развития ребенка, когда происходит переход на следующую стадию развития пространственных представлений – о взаимоотношениях между предметами, которую ребенок познает через практическую деятельность. Так, ребенок пытается дотянутся до предмета, не понимая, что он находится высоко или дальше.
От рождения до 1 года формируются самые элементарные формы ориентировки в пространстве, которые связаны с развитием сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете. К концу первого года жизни он может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение.
В младшей группе дети учатся различать пространственные направления от себя : впереди (вперед) - сзади (назад, слева (налево) - справа (направо). Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху - внизу, спереди - сзади, слева - справа (левая - правая, так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом.
В этом возрасте ребенок не отличает пространственных расположений предметов.
В дальнейшем, происходит развитие восприятия пространственных отношений, но точность оценки этих отношений ещё относительна. На этом этапе ребенок не может определить на сколько близко или далеко расположены предметы. Совершенствование восприятия пространственного расположения предметов происходит тогда, когда на смену определения отношений приёмов контактной близости приходит зрительная оценка этих отношений. В правильной оценке отношений, большую роль между предметами играют слова, которые способствуют более точной их дифференцировки. К концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. После показа успешно справляются.
Поэтому важное значение отводится активной предметно – практическая деятельности детей: манипуляции с предметами, передвижение в пространстве, что позволяет детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками.
Систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными представлениями.
К 3-4 годам появляются конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении. Последовательность в усвоении «пространственной терминологии». В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».
В возрасте 4-5 лет дети различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо. В этом возрасте дети могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя. К 5 годам ребенок уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, но довольно долго дети дошкольного возраста лучше владеют вертикальными линиями, а не горизонтальными. Слова «справа», «слева», употребление которых долго ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».
В 5-7 лет описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозначающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т. д., однако за этими словами еще нет подлинного понятия о пространстве. Только дети, владеющие более дифференцированным активным словарем, в состоянии восстановить цельную «карту пространства» и «карту обозрения». Уровень развития пространственных представлений, сложившийся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка пространственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений можно объяснить наличие ошибок в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и т. д.).
Таким образом, ведущую роль в познании пространственных отношений и в их формировании в раннем и младшем дошкольном возрасте, играет жизненный опыт, который накапливается у ребенка в разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения во время прогулок и т. д.). По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово.
Так же в дошкольном возрасте развивается глазомер ребенка, необходимый для восприятия пространства. Дети испытывают трудности при решении сложных глазомерных задач и проявляют способности их решить к 6-7 годам. Причина этому – низкий уровень овладения глазомерными действиями, который можно повысить в процессе целенаправленного обучения.
Таким образом, при восприятии пространства происходит взаимодействие всех анализаторов. Уровни пространственно-временных представлений формируются в онтогенезе постепенно. Если по какой-либо причине, ребенок не прошел все уровни развития пространственных представлений, это может привести к трудностям овладения письмом, чтением, счетом.
Поэтому уделяется большое внимание активной деятельности ребенка, за счет которой происходит освоение пространства и формирование пространственных представлений.
Затем, в раннем детстве ребенок обучается различать форму предмета, его размер, положение и перемещение в определенном направлении.
Формирование у ребенка зрительно-пространственных представлений занимает длительный период. Здесь важную роль отводится как зрительному восприятию предметов, так т самостоятельным действиям ребенка с этими предметами (их ощупывание, перекладывание с места на место, манипулирование ими, которые позволяют ему получить представление о форме и величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам отличать их друг от друга.