Юлия Агафонова
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентация в пространстве – важная составляющая формирования всех аспектов человеческой деятельности, охватывающая всевозможные стороны взаимодействия человека с действительностью. Советские ученые Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко в своих исследованиях установили, что несформированность пространственных представлений в дошкольном возрасте является главной причиной трудностей в овладении детьми школьными навыками.
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению А. Р. Лурия, пространственные представления - это «деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов». Пространственная ориентировка идет на основе непосредственного восприятия пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Представления о пространственных характеристиках существуют в сознании ребенка фрагментами и с разной степенью осознанности.
В узком смысле пространственная ориентировка – это ориентация на местности. Исходя из этого, она понимается как:
1. Определение «точки стояния» (расположение объекта по отношению к окружающим предметам «Я справа от стола»)
2. Определение пространственного расположения объектов («кукла сидит справа от медведя, а машинка стоит слева от него»)
3. Локализация окружающих предметов («Окно слева, а диван справа от меня»)
Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Психофизиологический механизм восприятия пространства складывается как динамическая система взаимосвязанной деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Деятельность одного анализатора всегда соотноситься с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, которые в своем взаимодействии образуют сложный системный организм. Особенно же важна роль двигательного анализатора и мышечного чувства как «дробного анализатора пространства» (И. В. Сеченов). В процессе развития ориентировки в пространстве у детей все больше расширяется и обобщается его интермодальная ассоциативная структура, в которой основное значение приобретают зрительно-кинестетически-вестибулярные связи.
Пространственные представления начинают развиваться очень рано.
Т. А. Мусейибова говорит о том, что пространственные представления у детей развиваются поэтапно.
Выделение данных этапов производится в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе. Также следует отметить, что в процессе развития этапы не просто «надстраиваются» друг на друга, а пересекаются во времени, «перекрывая» друг друга, связаны между собой самым тесным образом.
На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (вверху, внизу, сзади, спереди, справа, слева). Данный этап в норме начинает формироваться на самых ранних этапах развития — на первом году жизни. Разумеется, на данном возрастном периоде формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного вида ощущений, идущих от собственного тела и в процессе взаимодействия со взрослым. Элементарное знание схемы собственного тела и, в частности, лица, дети демонстрируют уже к полутора годам в виде показа частей тела в ответ на вопросы взрослого: «Где у нас носик?» и т. д. Затем ребенок переносит эти знания о частях тела и лица на другого человека, куклу, также показывая их. Но при этом, разумеется, ребенок не вербализует, то есть не может назвать, где находится та или иная часть тела или лица: максимум, что он может сказать - это «тут», «вот». Таким образом, формирование представлений о собственном теле в онтогенезе, что совершенно естественно, опережает вербализацию этих представлений.
Сформированность умения ориентироваться «на себе» является основой для развития следующего этапа, который заключается в овладении ориентировкой на других объектах, умении ориентироваться в окружающем пространстве «от любого предмета».
На третьем этапе дети осваивают словесную систему отсчета по направлениям; изначально в импрессивном плане, а затем в экспрессивном (иногда параллельно) у ребенка возникает возможность вербализовать представления предыдущего (второго) уровня. Появление пространственных представлений на вербальном уровне сопоставимо с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Согласно ему представления ребенка совершенствуются в порядке, начиная с плоскости, расположенной вдоль его основной оси, вдоль средней линии тела (позвоночника). То есть сначала формируются вертикальные представления, после - горизонтальные «от себя» вперёд, затем - представления о правой и левой стороне. Последним формируется понятие «сзади».
На четвертом этапе происходит активное применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости (на листе бумаги, в тетради в клетку).
Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста, по мнению Л. С. Рубинштейна, характеризуется некоторыми особенностями:
- конкретно-чувственный характер восприятия: дошкольник ориентируется на собственном теле и все определяет относительно него;
- распознавание правой и левой руки представляется самым сложным для ребенка дошкольного возраста, так как распознавание основывается на функциональном преимуществе правой руки над левой, которое вырабатывается в процессе функциональной деятельности;
- относительный характер пространственных отношений: для того чтобы дошкольнику определить как соотноситься той или иной объект с другим лицом, ему нужно мысленно занять место объекта;
- дошкольникам легче ориентироваться в статике, чем в движении;
- детям проще определять пространственные отношения к предметам, которые расположены на небольшом отдалении от них.
Итак, ориентировка в пространстве представляет собой условно-рефлекторный процесс, формирующийся благодаря тесной связи различных анализаторов внешней и внутренней среды, основным из которых является двигательно-кинестетический анализатор.
В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальные дидактические игры и разнообразные игровые упражнения, которые можно разбить на следующие группы.
1 группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
Это игры известные под названием: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и др. Игры, в которых содержатся элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице: «Улица», «На улице» и др. также могут быть отнесены к этой группе.
2 группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
Например, игра «В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Стук- стук в барабан», «Найди свой значок» и др. Эти игры развивают у детей точность воспроизведения направления движения к источнику звука или направлению к ранее воспринятому предмету ориентиру, путь до которого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами (пробный ход).
3 группа. Дидактические игры и упражнения на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.
Например, игры «Где шарик», «Что изменилось?» «Сделай так, как я», «Сделай так, как я скажу».
4 группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости, например, на листе бумаги.
К их числу можно отнести разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватности пространственного расположения изображенных на них объектов. Некоторые авторы (Нечаева В. Г., Галкина О. И., Сенкевич Н. А. и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста игровых по форме упражнений по выкладыванию счетных палочек: «Кто запомнит», «У кого что получится» и др., так называемых «Зрительных диктантов», а также «Графических диктантов», в которых дети под диктовку воспитателя ведут линию на клеточной бумаге. Если ребенок точно выполняет задание воспитателя, у него должен получиться определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.
5 группа. Игры словесные.
Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии в речи самих детей. Так, в игре «Наоборот» ребенок должен вспомнить и произнести слово, противоположное по смыслу тому, что назвал воспитатель. Например: впереди - сзади, над – под, высоко- низко, далеко- близко, вверху- внизу и т. п. Интересны упражнения, предложенные Блехер Ф. Н. : придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой- то пространственный признак предмета или его положение к другому предмету. Например: воспитатель говорит: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул, туфли поставила? Ребенок дополняет: «… под стул» и т. д. Такие упражнения и игры Блехер Ф. Н. рекомендует проводить с детьми старшего дошкольного возраста.