Нина Кайгородова
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Я Кайгородова Нина Егоровна, учитель-логопед первой квалификационной категории.
Работаю в МБДОУ детский сад «Солнышко», п. Тазовский, ЯНАО с 2000 года.
В основе каждого моего занятия лежит формирование пространственно-временных представлений.
Цель: формировать базу для развития всех компонентов речи:
- формирование познавательной деятельности;
Публикация «Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- систематизация представлений об окружающем мире;
- развитие творческой личности ребёнка, стремящейся к исследованию окружающего мира;
I. Работу c детьми, имеющими ОНР, начинаю с конструирования, выкладывания танграмов. Для формирования у детей схемы тела и представлений об отношении предметов в пространстве, использую методику М. М. Семаго (удостоверение о повышения квалификации).
II. На следующем этапе учу детей дифференцировать геометрические фигуры – плоские и объёмные, затем - соотносить фигуры с предметами.
Затем - соотносить фигуры изображениями предметов.
III. Далее провожу работу по формированию временных представлений :
1. Смена времён года.
- Наглядно показываю, как вертится Земля (глобус) вокруг Солнца (мячик). Объясню, что когда Земля наклоняется вперёд, то та её часть, где располагаемся сейчас мы (наша страна, лучше прогревается Солнцем, вот и наступает в этой части Земли лето. Затем постепенно Земля начинает отклоняться от Солнца (показываю, как отклоняется, становится всё прохладнее, наступает осень. Когда сильно отклонится – у нас будет зима. Затем Земля медленно начинает наклоняться к Солнцу, становится всё теплее, на Земле начинает таять снег – вот и весна наступила!
- После усвоения данного материала, наглядные представления о движении Земли вокруг Солнца переносятся на плоскость.
Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве. В центре круга располагается «Солнце», вокруг него движется «Земля» - маленький голубой шарик на острой ножке (при необходимости его можно воткнуть в край схемы и показать, где сейчас находится «Земля»). «Земля» на нашей схеме движется против часовой стрелки и наглядно показывает:
- своё движение в пространстве вокруг «Солнца»;
- как «течёт время» (оно «утекает» в противоположную сторону по часовой стрелке).
Круг разбит на 12 секторов – это месяцы года.
Каждые три сектора обозначают время года.
Три верхних сектора обозначают зиму (они белого цвета);
Три нижних сектора обозначают лето:
• июнь – сектор тёмно-зелёного цвета (т. к. листья на деревьях уже большие, а трава высокая);
• июль – сектор красного цвета (стоит на дворе жара, «щёки от жары красные»);
• август – сектор бледно-красного цвета (уже нет сильной жары, просто тепло);
Три сектора справа обозначают осень:
• сентябрь – сектор жёлтого цвета (трава, листья на деревьях начинают желтеть);
• октябрь - сектор оранжевого цвета (уже все листья изменили окраску, больше листьев оранжевых и багряных);
• ноябрь - сектор серого цвета (деревья стоят голые, «серые», тучи тоже серые, идут дожди).
Три сектора слева обозначают весну:
• март - сектор бледно-голубого цвета (тает снег, бегут маленькие ручейки);
• апрель - сектор синего цвета (снег весь растаял, бегут широкие ручьи, на реке ледоход);
• май - сектор бледно-зелёного цвета (появляется травка, а на деревьях - маленькие листики).
2. Смена дней недели. Каждый прожитый день обозначаем прямоугольником и закрашиваем его в цвет, «соответствующий» дню недели. Для определения дней недели используется цветовой спектр солнечного луча (красный - понедельник, оранжевый – вторник, жёлтый – среда и т. д.).
Прожили семь дней (цикл закончился) – прошла неделя. Начинается другая неделя, а мы продолжаем выкладывать ряд с закрашенными прямоугольниками (дети видят, что между неделями нет разрыва).
3. Теперь можно отработать понятие – «Время суток».
На прямоугольнике делаю обозначения: начало полоски – это утро, середина – полдень, далее – вечер и ночь; полоска закончилась – закончились сутки.
И, конечно же, показываю движение Земли (глобуса) вокруг своей оси относительно Солнца (дети не просто запоминают названия времени суток, а наглядно «видят», как происходит смена времени суток – Земля, поворачиваясь, «отворачивается» от Солнца, поэтому на ней становится всё темнее и темнее).
4. Усвоив это понятие, дети начинают отрезать полоски (прожитые сутки) на внешнем краенашего круга (теперь вглубь, к центру на 1,5 см.) и, соответственно, закрашивать их в необходимый цвет.
Используя эту схему (круг, дети могут:
- посчитать, сколько уже прожили дней в данном месяце, а сколько осталось прожить дней до конца месяца;
- определить, какой сегодня день недели, какой был перед ним, а какой день будет за ним.
- посчитать, сколько недель уже прожили в данном месяце, и сколько недель осталось ещё прожить;
- определить, какой будет следующий месяц, а какой месяц уже закончился;
- какое время года на дворе и пр. Всё видно наглядно.
IV. Знакомлю детей со схематическим обозначением предлогов и постепенно ввожу все предлоги в предложения.
Дети выстраивают схемы предложений, используя счётные палочки и предметные картинки.
Работа с предлогами – сквозная тема. На каждом занятии вводится упражнение, хотя бы с одним предлогом (можно и устно выделить «маленькое слово» в предложении). Вырабатываем динамический стереотип (привычку) «слышать» и голосом выделять предлог в предложении.
Проведенная таким образом предварительная работа, благоприятно влияет на дальнейшее развитие речи у детей с ОНР.
Тема. Формирование пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с ОНР.
Лексическая тема «Дикие животные Крайнего Севера».
Цели:
Образовательные:
- формировать навыки учебно-практической деятельности;
- учить выполнять заданные действия по инструкции.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- формировать навыки диалогической речи;
- развивать навыки синтаксического конструирования.
Воспитательные:
- развивать навыки речевой коммуникации;
- умение слушать товарища.
Оборудование:
Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве.
Картинки по теме: олень, песец, бурый медведь, белый медведь, нерпа, морж, лиса, волк, заяц, морской котик, тюлень.
Схемы-символы, обозначающие предлоги, счётные палочки, обозначающие слова.
Организационный момент.
Сядет тот, кто скажет:
- Какое теперь время года? (Весна).
- Как называется весенний месяц? (Апрель).
- Кто знает, какое сегодня число? (Десятое).
1. Ориентировка во времени.
- Сколько дней мы уже прожили в апреле? (Мы прожили десять дней).
- Которую по счёту полоску отрежем на схеме? (Десятую, потому что сегодня 10 апреля).
- Карандашом какого цвета раскрасим полоску? (Жёлтым, потому что сегодня среда).
- Где на нашей схеме располагается среда? (Среда стоит за вторником, но перед четвергом; среда находится между вторником и четвергом).
- А как на схеме располагается месяц апрель? (Апрель стоит перед маем, но за мартом; апрель находится между мартом и маем).
- Где же весна на нашей схеме? (Весна располагается за зимой, но перед летом; она находится между зимой и летом).
2. Игра «Четвёртый лишний».
Логопед называет слова:
«Март, апрель, весна, май». «Капель, подснежник, ручеёк, лужа».
- Какое слово лишнее? Почему? (дети выполняют задание).
- Из лишних слов составьте предложения.
1. Весной распускаются подснежники.
2. На дворе весна, но подснежники ещё не распустились.
- Молодцы, ребята! Кто как работал? Подводим итоги.
Дети оценивают свою деятельность сами (выбирают призы).
- Действительно, подснежники у нас распустятся не скоро, ведь вчера ещё была сильная метель, сколько снегу намело, а почему? (Мы живём на Севере, к нам весна придёт попозже).
- Сегодня погода лучше, чем была вчера, давайте отправимся в путешествие. Куда поедем? (на Северный полюс! В Африку)
- Может, просто по тундре покатаемся?
3. Игра «Кто на чём?»
- Я покачусь на лыжах.
- А я сяду на нарты, и собаки умчат меня.
- Собачья упряжка хорошо, а на оленях лучше! Я поеду на оленях.
- Тоже мне, олени. У моего папы есть «Буран», я на нём поеду.
4. Игра «Кто быстрее? Кто за кем?»
- Мчусь на «Буране», а за мной Миша на оленьей упряжке.
- Я на оленях, а за мной Саша на собаках. Э-гей!
- А я плетусь за Сашей на своих лыжах.
5. Физкультминутка.
Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали, мы, ехали, до горы доехали,
В гору мы въехали, с горы съехали,
Дальше поехали.
К дому подъехали, вот и приехали.
6. Игра «Кого видели?»
- Я видел бурого медведя и лису.
- А я видел волка, стадо оленей и белого песца.
- Мне пришлось увидеть куропатку и двух зайцев.
- Встретились ли в пути детёныши животных?
7. Игра «Где, чья мама?»
- Я встретил оленёнка – это детёныш оленухи.
- Я повстречал медвежонка – это детёныш медведицы.
- Я видел волчонка – это детёныш волчицы.
- Кого сегодня видели в тундре, как одним словом скажем, кто это?
(Это дикие животные Заполярья, или Крайнего Севера).
- Кто из перечисленных предметов «лишний»? (Куропатка. Это дикая птица).
- А кого из животных Крайнего Севера вы не видели? Почему?
(Мы не видели белого медведя, нерпу, тюленя и моржа; они живут ещё севернее, у моря).
Из банка картинок отбираются картинки, обозначающие животных.
1. Делим слова, обозначающие животных на слоги ( дети называют слоги: ударный и безударные).
2. Дети придумывают предложения, используя предметные картинки.
Я бежал на лыжах. За зайцем гнался волк.
В тундре живут медведи. У меня из-под ног выскочил заяц.
8. Работа над предложением.
Каждый ребёнок выкладывает схему своего предложения, обозначая предлоги схемами-символами (над схемой ставит карточку с написанным маленьким словом - предлогом, затем «читает» предложение (двигая пальчиком вдоль счётных палочек, объясняет, сколько всего слов в предложении, где стоит в предложении маленькое слово.
За зайцем гнался волк.
(Слово ЗА стоит в начале предложения, перед словом ЗАЙЦЕМ).
- Поставь, пожалуйста, слово ЗА на третье место. Измени предложение.
Волк гнался за ЗАЙЦЕМ.
(Слово ЗА стоит за словом гнался и перед словом ЗАЙЦЕМ;
слово ЗА стоит между словами гнался и ЗАЙЦЕМ).
9. Итоги. Дети оценивают свою работу (после каждого задания отбирают фишки, обозначающие хороший или отличный ответ).