Яна Коробченко
Формирование профессиональной компетенции студентов СПО учреждения в процессе курсового проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
Выход Российской Федерации на всемирную торговую арену выявил жёсткую конкуренцию между российскими специалистами и специалистами со стороны иностранных работников. В связи с этим, инновационные изменения в российской экономике, привели к тому, что современные работодатели, подвергшиеся преобразованиям, стали выдвигать требования к повышению уровня квалификации молодых специалистов, к их профессиональной компетенции и навыкам в профессиональной деятельности. То есть, требования того, чтобы выпускник не только знал основные аспекты своей профессиональной деятельности, но и умел применять свои способности и умения, свободно ориентировался в условиях частой смены технологий, был востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. В этих условиях, первоочередной задачей учебного заведения профессионального образования стало формирование специалиста как творческой личности.
Публикация «Формирование профессиональной компетенции студентов СПО учреждения в процессе курсового проектирования» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
Таким образом, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) выполнение курсовых работ (проектов, как вида учебно-исследовательской деятельности студентов, является обязательным элементом программы подготовки специалистов среднего звена специальности 07.02.01 «Архитектура», в рамках изучения ПМ. 01 Проектирование объектов архитектурной среды (МДК01.03 Начальное архитектурное проектирование и МДК01.06 Архитектурно-дизайнерское проектирование) [4]. То есть, проектная деятельность (совместная учебно-познавательная и творческая деятельность студентов, преподавателей и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата [5], играет большую роль в формировании профессиональной компетенции студентов.
Курсовое проектирование — самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года (курса, семестра) студентами под руководством преподавателя-консультанта, кроме того, это средство стимулирования познавательной деятельности, помогающее развить творчество и одновременно сформировать определенные личностные качества [2]. Курсовое проектирование является важным и, практически незаменимым, элементом подготовки студентов специальности 07.02.01 «Архитектура», как квалифицированных специалистов. Курсовое проектирование отличается большой трудоемкостью и индивидуальным своеобразием, поэтому преподаватель организует поэтапную работу студентов над проектами, разрабатывая четкие задания на каждый этап.
Курсовые проекты, выполняемые на специальности «Архитектура» состоят из различных разделов, которые включают в себя графическую часть (чертежи) и пояснительную записку. Для разработки каждого раздела необходимо собрать, систематизировать и проанализировать материал, который связан с изучением содержания других предметов, благодаря чему активизируются межпредметные связи. Поэтому наиболее важно преподавателю в процессе контроля выполнения курсового проекта обеспечивать наглядную взаимосвязь с другими предметами, профессиональными модулями и с профессиональной деятельностью студентов в будущем.
С первого занятия по курсовому проектированию преподаватель настраивает студентов на то, что при разработке и защите курсового проекта у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, при этом акцентируя внимание на формулировке компетенций. Для этого регулярно приводятся примеры, за счет чего, акцентируется внимание на то, что они непременно пригодятся в их профессиональной
деятельности, при трудоустройстве и, естественно, при защите выпускной квалификационной работе (ВКР). Такая мотивация учебной деятельности студентов побуждает их к самостоятельному решению поставленных перед ними задач и проблем. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам. Так как задания на курсовое проектирование носят индивидуальный творческий характер, то с самого первого занятия студент работает на результат, который характеризует его профессиональные и общие компетенции.
Также для повышения востребованности и конкурентоспособности студентов-выпускников специальности «Архитектура» большое внимание уделяется формированию компьютерной компетентности, так как компьютерная грамотность является ценным товаром на рынке труда в настоящее время. Обеспечение высокого уровня знаний и умений в сфере информационных технологий нашло отражение в применении компьютерных графических программ (AutoCad, ARCHICAD, Home Plan Pro и др.) при выполнении курсовых проектов
Поскольку среднее профессиональное образование призвано готовить выпускников, способных адаптироваться к жизни в обществе, к требованиям рынка труда, к быстро меняющимся технологиям, то студентам-выпускникам необходима подготовка, которая частично обеспечит им профессиональную мобильность. Такую подготовку отчасти даёт курсовое проектирование.
Литература:
1. Корякина И. В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды [Текст]/ И. В. Корякина, С. Ю. Ситникова. – Хабаровск, 2013. – 165 с.
2. Атапов Г. А. Деятельный подход в обучении. Донецк, "ЕАИ-пресс", 2001. - 160с.
3. https://infourok.ru/Метод проекта как механизм формирования и оценки общих компетенций на примере курсового проектирования
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 850 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 «Архитектура» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627358/
5. Свободная энциклопедия Википедия, ru.wikipedia.org›Проект (в управленческой деятельности)