вера Торгунакова
Формирование представлений у родителей, обучающихся о значении дидактических игр, изготовленных совместно с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений у родителей, обучающихся о значении дидактических игр, изготовленных совместно с детьми, для интеллектуального и психологического развития дошкольников
Наталья Степановна Браткова, воспитатель МБДОУ №144 г. Кемерово
Вера Геннадьевна Торгунакова,воспитатель МБДОУ №144 г. Кемерово
Надежда Владимировна Кузнецова,воспитатель МБДОУ №144 г. Кемерово
Елена Александровна Рязанцева,воспитатель МБДОУ №144 г. Кемерово
Публикация «Формирование представлений у родителей, обучающихся о значении дидактических игр, изготовленных совместно с детьми» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, каждый день, наблюдая за процессом воспитания и взаимодействия детей с родителями, пришли к выводу, что в настоящее время,изменившаяся современная семья (обилие новейших информационных технологий, загруженность, ускоренный ритм жизни, нехватка времени, которое родители тратят на повышение финансового благополучия) не дает родителям в достаточной мере познать своего ребенка, правильно оценить и расставить приоритеты в вопросах обучения и воспитания. Современным родителям приходиться нелегко из-за недостаточной осведомленности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Так как ближе всего к ребенку, к его проблемам, стоят педагоги, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для его развития и повышения степени участия родителей в процессе воспитания. Это заставляет нас искать новые формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Наш детский сад является учреждением для детей с нарушением зрения. Поэтому одним из приоритетных направлений работы, является коррекционная работа.
С каждым годом растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители же таких детей часто не уделяют должного внимания коррекции.
Современные дети очень часто отказываются играть в познавательные игры. Казалось бы, игра — это всегда весело и интересно. А ребё нок говорит: «Скучно!»
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, уже с раннего возраста начинают интересоваться гаджетами. Виртуальные игры их начинают интересовать больше, чем реальное общение со сверстниками.
Наша позиция по этому вопросу неоднозначна, в современном мире невозможно отказаться от гаджетов, но к этому вопросу нужно подходить рационально, взвешивая все плюсы и минусы.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Она учит быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания подрастающего поколения
Родители являются первыми педагогами своего ребенка и от того, как они вовлечены в пространство детского сада, на сколько имеют представления о роли развивающей среды в жизни малыша, зависит эффективность работы с воспитанником, его личностное развитие.
Наша прямая задача: рассказать, объяснить, поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать и увлечь.
Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса, а должны быть активными участниками и нацелены на взаимное решение задач. Стать партнерами с педагогами в вопросах воспитания.
Мы работаем над этим вопросом не один год. Наблюдая, экспериментируя, увидели положительные результаты, нашей совместной работы с семьями воспитанников, и готовы поделиться своим опытом.
В нашем детском саду существует практика вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс, которая приносит наиболее эффективный результат.
О пользе совместной творческой деятельности ребенка с родителем, в стенах детского сада, и за его пределами, а так же об уникальных возможностях дидактических игр, мы решили не рассказывать, а наглядно показать.
Изготовление игр своими руками в теплой доверительной обстановке способствуют установлению контакта между членами семьи. Родители имеют возможность адекватно оценить уровень развития своего ребенка.
Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс начинается с группы раннего возраста.
На этом этапе с родителями проводится первый мастер класс по изготовлению дидактических игр, в соответствии с возрастом детей. Во время проведения мероприятия педагоги ставят перед собой цели:
- ближе познакомиться с родителями, начать доверительные отношения
- разъяснить родителям основные цели и задачи дидактических игр, как одного из важнейших и доступных средств всестороннего развития ребёнка
- во время изготовления и использования дидактических игр, наглядно продемонстрировать, пути решения хадач воспитания и обучения детей раннего возраста.
Следующим мероприятием становиться конкурс-выставка на лучшую дидактическую игру сделанную родителями.
Во второй младшей и средней группе, проводя следующие мастер классы по изготовлению дидактических игр, педагоги ставят перед собой цели:
-познакомить родителей с разнообразными видами дидактических игр;
-дать рекомендации для родителей по проведению совместной с ребенком обучающих игр;
-сформировать у родителей представления, о роли дидактических игр в развитии ребенка;
-дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей;
-эмоционально сблизить членов семьи во время творческого процесса;
-организовать общения в неформальной обстановке с семьями воспитанников, снять психологические барьеры.
В старшей и подготовительной группе мастер классы по изготовлению дидактических игр, содержат следующее задачи:
-вооружить практическими советами и рекомендациями по изготовлению дидактической игры совместно с ребенком;
-познакомить со способами коррекции, во время использования дидактических игр;
-обучить эффективным способам общения в процессе игр;
- познакомить с дидактическими играми, которые способствуют успешному развитию и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе;
-вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей обучения детей;
-способствовать установлению доверительных отношений ребенка с родителем;
-развить навыки рефлексии у родителей.
Предложенная форма работы с семьями воспитанников, дала положительный результат. Благодаря полученным результатам педагоги доказали, что вовлечение родителей в совместную деятельность, важно не, потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
При таком комплексом подходе родители стали самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов во всех делах. В процессе взаимодействия ребенка и родителей обогатилась их эмоциональная сфера, которая положительно повлияла на жизнь и развитие личности.
Мы увидели осознанный, не поддельный интерес родителей, к жизни ребенка в стенах дошкольного учреждения. Они стали осознавать всю ценность и значимость дидактических игр в развитииребенка.
У детей пробудился интерес и желание играть в дидактические игры.
Ребята стали бережнее относиться к пособиям, так как в них вложена частичка любви и заботы, которую родители проявили в процессе совместного изготовления.
Родители заметили положительную тенденцию в отношении детей к гаджетам. Они стали им менее интересны.
Так, при помощи систематически проведенных мастер классов, по изготовлению дидактических игр, педагоги и родители стали постоянными партнерами в вопросах воспитания и обучения, а дети - более успешны в вопросах интеллектуального и эмоционального развития.
В процессе изготовления игр пополнилась предметно пространственная среда, в соответствии с возрастом воспитанников и были разработаны рекомендации для родителей по проведению совместной с ребёнком обучающей игры.
Рекомендации для родителей по проведению совместной с ребенком обучающей игры
1. Не отказывайте ребенку, если у него возникло желание поиграть вместе с вами.
2. Игровые правила обговариваются до начала игры, а не в процессе.
3. Во время игры выбирайте доброжелательный тон, не демонстрируйте ограниченность во времени.
4. В ходе игры давайте время ребенку продумать свои действия, не торопите его.
5. Недопустимо сообщение готового ответа, порицание, выражение недовольства.
6. В случае затруднения возможны такие приемы: частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска.
7. Побуждайте ребенка к самоконтролю и самооценке.
8. Не настраивайте на продолжении игры, если ребенок потерял к ней интерес.