Юлия Галинная
Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об особенностях растительного мира в различных природных зон
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. Р. Галинная
Воспитатель
д / с № 8 г-к Анапа, ст. Благовещенская
abushcaewa@mail.ru
Аннотация
Свое начало представления о растениях берут в дошкольном возрасте. Формирование данных представлений осуществляется на протяжении всей жизни, но основы знаний о растениях и о сбережении природы закладываются в детстве благодаря взрослым. Старший дошкольный возраст отличается активным развитием личности, ее нравственных качеств, именно в этот период необходимо приучить детей к умению заботится о растительном мире, развить любовь к природе.
Публикация «Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об особенностях растительного мира в различных природных зон» размещена в разделах
Ключевые слова: наблюдение, труд, флора, игры, методы, средства.
Экологическое просвещение и образование стоит начинать как можно раньше, лучше всего в дошкольном возрасте. Оно должно представлять из себя объединение естественной, гуманитарной и технической составляющих. Современные воспитатели, к несчастью, не всегда понимают весомую значимость экологического образования, и если даже осознают, то не всегда используют имеющиеся специальные средства воспитания и формирования экологических представлений у дошкольников.
При ознакомлении старших дошкольников с растительным миром используются различные методы и формы обучения. Педагог знакомит детей с растениями, и параллельно обучает их относиться к ним аккуратно и внимательно.
В процессе ознакомления детей с растительным миром, можно применять различные способы :
- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, фильмы,
- практические (игровой метод, труд, простые опыты,
- словесные (рассказ учителя, чтение художественного произведения, беседы).
Метод наблюдение - это метод познания мира растений, в процессе которого старшие дошкольники получают определенные практические умения и навыки о мире растений.
Важную роль в систематике растений представляет флора - наука о совокупности видов растений, растущих в определённых природных зонах. Исторический путь развития растительного мира называется эволюция. В процессе эволюции произошел естественный отбор - остались только те растения, которые смогли адаптироваться к условиям окружающей среды [3].
Метод беседа является более стандартным методом. При формировании представлений о растительном мире беседа также играет важную роль. Она позволит мотивированно обоснованно подвести дошкольников к выводу о надобности обороны и охраны природных объектов, нашего совместного земного жилища.
К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме, различные виды деятельности. Заострить внимание стоит на различных видах игрушек, т. к. игровая деятельность – основная деятельность дошкольников.
Особо эффективным средством являются игрушки, сделанные самим ребенком, так как воспитание и образование продуктивно осуществляется в непосредственной деятельности. Если же мы говорим об экологическом воспитании и образовании, наиболее верно будет выбрать игрушки, созданные ребенком из природного материала.
Игры и игровые элементы так же используются при обучении старших дошкольников. Игровые процессы свертываются: иногда дети подолгу обсуждают все критерии игровой деятельности, не приступая к ней. Далее игровая деятельность порождает потребность в реальной общественно значимой деятельности, а это уже предпосылка для перехода к обучению [1].
Игра – это занимательная для старших дошкольников деятельность, происходящая в условной ситуации. В этом смысле дидактическая игра представляет собой занимательную образовательную деятельность субъекта, которая происходит при изучении растительного мира.
Влияние дидактических игр на формирование интереса детей к растительному миру и развитию умственных способностей детей раскрыто в работах Баширова Ф. Ф. Автор отмечает, что «большинство дидактических игр преследуют цели уточнения, закрепления, расширения уже имеющихся знаний у детей. Такие игры учат детей применять знания и умения в новых условиях и активизируют умственные процессы» [2, с. 155].
Наличие взаимодействий детей в игре друг с другом и игровым материалом отличает дидактическую игру от дидактических упражнений. Важной особенностью дидактической игры является также преобладание практической деятельности детей, ярко выраженная ориентированность на достижение результата, что отличает ее от творческой игры.
Большую роль в формировании представлений о растительном мире имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией, которая включает в себя чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л. П. Молодова, «…сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистичное представление о ней, в то же время сопереживая живому. Смена эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, на чтение художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы» [4, с. 48].
Таким образом, существует множество методов и средств обучения детей на тему растительного мира в различных природных зонах. Все методы хороши как в отдельности, так и в дополнении друг друга. Для дошкольников по нашему мнению больше всего подходит игровой метод совмещенный с наглядным материалом.
Литература:
1. Алабина Т. В. Развитие представлений о растительном мире у дошкольников с нарушениями интеллекта // Т. В. Алабина, Т. В. Шевырева //Наука и школа. – 2019. – №. 5. – 50 с.
2. Баширова Ф. Ф. Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста // Ф. Ф. Баширова // Прогрессивные научные исследования: теория, методология и практика применения. – 2020. – С. 155-157.
3. Зайцева О. Г. Формирование представлений о родном крае у старших дошкольников / /О. Г. Зайцева //Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. – 2020. – №. 13. – С. 149-154.
4. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию // Л. П. Молодова //М. : Интепрессервис. – 2005. – 150 с.