Татьяна Сердюк
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа посредством проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
«С чего начинается Родина»
Актуальность темы.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, патриотического воспитания, традициям семьи, общества и государства. Проектная деятельность является эффективным методом социокультурного развития дошкольников. При использовании метода проектов в работе с дошкольниками, необходимо ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, ибо проектирование нацелено не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение в создание тех или иных проектов даёт ребёнку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Публикация «Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативные суждения на этот счёт. Патриотизм якобы, должен войти в человека естественным путём. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы её сами сделаем. Многие считают, любовь к Родине лучше воспитывать через привитие любви к семье, дому, через уважение к старшим. Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют своим детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словам и делом помогать.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города (поселка, хутора) Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Задачи
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Формирование представлений о Земле и о жизни на Земле.
5. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать её.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Цель.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Воспитание гражданина и патриота своей страны. Создание в детском учреждении предметно развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в семье. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывчатыми, неполными.
Принципы реализации данного направления:
• Построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
• Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным субъектом образовательных отношений
• Приобщения воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• Интеграции содержания образовательных областей
• Возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• Партнёрства с семьей
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду; нести ответственность за их выполнение);
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
наглядный, словесный, практический;
наблюдение;
слушание русских народных былин, сказок;
инсценировки малых фольклорных форм;
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ, РОДИТЕЛЯМИ: Работа над проектом проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь, в создание мини музея боевой славы. в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе проекта помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов
Основные направления реализации проекта
1. Разработать проекты :
• «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад);
• «Хутор, в котором я живу»;
• «Россия – Родина моя»;
• «Земля наш дом родной».
2. Разработать и провести циклы занятий:
• «Мой дом – моя семья»;
• «Хорошо у нас в саду»;
• «Мой хутор»;
• «Моя Родина – Россия»;
• «Москва – столица нашей Родины»;
• «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество, история России);
• «Защитники Отечества»;
• «Мы – дети Земли»;
• «Береги свою планету».
3. Создать мини-музей – боевой и трудовой славы, почетных граждан, защитников Отечества, театра русского костюма.
4. Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
«День защитников Отечества»
«9 мая – День Победы»
«Праздники по народному календарю
5. Работа с родителями:
Ознакомление детей с семейными реликвиями;
Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»;
Посильная помощь в организации экскурсий, встреч.
Выставка плакатов проектов : «Каким я хотел бы видеть наш хутор»; «Земля – планета, на которой мы живем».