Надежда Липатова
Формирование начальных представлений о футболе у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начальных представлений
о футболе у детей дошкольного возраста
Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей. Особенно подстегнул интерес к этому виду спорта прошедший в нашем городе чемпионат мира по футболу. С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Дети мяч бросают, ловят, катят рукой и ногой без особых физических усилий, и каких-либо указаний. Наблюдая детей на прогулке, мы заметили, что дети с удовольствием играют в мяч. При этом действия их однообразны и неумелы. Беседуя с ними о футболе, мы пришли к выводу, что многие дети не знают правила игры, быстро устают, плохо развита техника выполнения упражнений с мячом. На волне спортивного праздника, проходящего в нашем городе, мы решили поддержать интерес детей к футболу, расширить представления об этом виде спорта и познакомить с историей возникновения футбола. Футбол – спортивная игра с мячом, одна из самых популярных игр в нашей стране и мире.
Публикация «Формирование начальных представлений о футболе у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т. д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от игроков высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием. Наблюдается тяга и высокий интерес детей к занятиям футболом, что позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного, педагогического воздействия. В процессе занятий формируются такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность.
Планируя работу по формированию начальных представлений о футболе, мы ставили перед собой задачи:
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
- овладение техникой игры в мяч;
- воспитание волевых качеств;
-приобретение теоретических знаний в футболе, воспитание интереса и любви к футболу;
- взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре и с родителями для активного привлечения детей к занятиям футболом.
Реализацию работы в этом направлении мы начали с беседы «Что я знаю о футболе» с целью выявления знаний детей о спортивной игре, о правилах, атрибутике. Выяснилось, что большинство детей не владеют теоретическими знаниями, имеют маленький словарный запас, касающийся спортивных терминов. Детям была предложена Презентация «История возникновения футбольного мяча» где дети познакомились с правилами игры и основными терминами. Правила игры в ДОУ несколько отличаются от правил профессионального футбола. Они более упрощены.
Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол :
- перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;
- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры;
- футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из которых капитан;
-соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
-мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все правила;
-в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
-правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
-футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.
Одним из главных этапов работы является овладение техникой игры.
Следуя принципам последовательности, отработка владения мячом проводилась сначала в индивидуальной форме с каждым ребенком.
Использовались такие приемы:
-- удары по подвешенному мячу ногой, головой, коленом
--ведение мяча по прямой
--ведение змейкой между предметами
--ведение вокруг предметов
--удар по мячу с места (с разбега) в стену
С теми детьми, которые овладели некоторыми приемами игры с мячом, предлагали упражнения в паре :
--игровое упражнение «Мяч в ворота»
--передача мяча в паре и т. д.
Далее работа велась подгруппами. «Пас другу», «Кто быстрее». физ. инструктор Караченкова Наталья Викторовна использует подвижные игры и игры-эстафеты с мячом в рамках НОД:
--передача мяча в паре с инструктором
--передача мяча в паре со всеми детьми
--передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу
--передача мяча друг другу по принципу игры «Горячая картошка»
Подвижные игры:
Охотники.
Выбираются 2 охотника, которые встают на противоположных сторонах площадки. Остальные игроки встают в центр. Охотник ударом по мячу ногой, старается попасть в игроков, находящихся в центре. Второй охотник останавливает мяч ногой и выполняет ответный удар. Удары по мячу выполняются различными частями стопы. Игрок, в которого попал мяч, выходит из игры.
Попади в цель.
Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий - в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становятся водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего.
Гонка мячей.
Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого - по мячу. После свистка все ведут мяч ногой, до определенной черты, стараясь, не сталкиваться друг с другом.
Игра «Стоп»
Дети ведут мяч, толкая его поочередно то правой, то левой ногой; по сигналу «Стоп!» они быстро останавливают мяч подошвой ноги сверху.
«Не пропусти мяч»
один ребенок бросает мяч, другой — с расстояния 3 — 4 м принимает его.
«Ловкий вратарь»
один ребенок стоит в воротах, другой — с расстояния 4 — 5 м слегка ударяет по мячу, вратарь ловит мяч и бросает обратно. Еще один вариант: несколько детей поочередно посылают мяч вратарю.
Эстафеты
Бег с мячом
На площадке обозначается линия старта, за которой команды по 6-8 игроков строятся в колонны. Первые номера каждой команды имеют по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2,5 м - 3 м один от другого устанавливают 4-5 конуса. По сигналу первые номера устремляются вперед, обводя "змейкой" конусы, и таким же образом возвращаются назад. На линии старт - финиш игрок останавливает мяч и передает его следующему участнику и т. д. Побеждает команда, которая быстрее закончила игру.
Пингвины с мячом.
В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5 - 8 м от детей - флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч, устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда все "пингвины" выполнят перебежки и мяч снова окажется у первого номера колонны. Если ребенок потеряет мяч во время бега, нужно взять его и продолжать игру.
Все перечисленные выше приемы совершенствуются в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, в подвижных играх, эстафетах и, конечно, в самой игре ФУТБОЛ.
Следующим мероприятием мы запланировали и провели экскурсию на стадион. Дети смогли посидеть на настоящих трибунах, посмотреть на большое табло и попробовать себя в роли вратаря в больших футбольных воротах.
Только увидев настоящие ворота и очень большое поле, дети поняли, что футболисты должны быть ловкими, быстрыми, выносливыми, чтобы защитить свои ворота и забить мяч в ворота противника.
В заключение нашей экскурсии мальчики с удовольствием примерили на себя роль настоящих футболистов. Экскурсия произвела на детей большое впечатление.
Под девизом «ГОРОД ГОТОВ!», дети совершили виртуальную экскурсию по родному городу Саранск, в котором проходил Чемпионат Мира по футболу FIFA 2018. Ребята познакомились с историей футбола и знаменитыми футболистами.
Дети узнали названия российских команд и их эмблемы, а также познакомились с символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 – Волком – Забивакой.
Разучили «речёвку – кричалку» болельщиков. Наша «кричалка»!
«Футбол – это сила, футбол – это жизнь!
Добьёмся победы, соперник держись!
Мы болельщиков отряд
Победе будет каждый рад!»
Центральным звеном познавательного и творческого мероприятия стала фотосессия детей посвященная Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России.
Дети получили настоящие яркие эмоции. Многие заинтересовались футболом и с нетерпением ждали Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, который проходил первый раз в России.
Знакомство с футболом старались проводить в разных образовательных областях. Была организована встреча с выпускником нашего детского сада. Он рассказал, как занимается футболом в детской спортивной секции. Продемонстрировал спортивную форму футболиста и чему уже смог научиться.
В вечернее время проводим просмотр мультфильмов: «Как звери в футбол играли», «Как утенок стал футболистом», «Необыкновенный матч», «Как казаки в футбол играли», «Футбольные звезды», «Метеор. Футбольные звезды», «Смешарики-футбол», «Галактический футбол».
Была организованна выставка детских рисунков «Я люблю футбол»
Все перечисленные выше приемы совершенствуются в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, в подвижных играх, эстафетах и, конечно, в самой игре ФУТБОЛ.
В ходе проведенной работы были достигнуты следующие результаты: дети овладели теоретическими и практическими знаниями, элементами спортивной игры футбол. Повысилась двигательная активности, формируются такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность. В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. Привлечение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
Мы планируем дальше продолжать эту работу, так как отработка техники игры в футбол процесс длительный и трудоемкий.