Анастасия Сунцова
Формирование представлений о безопасном поведении дома у детей 5–6 лет в процессе решения проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в таком мире, где наша жизнь постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для физического и психического здоровья [5]. Вследствие этого защита человека от различных отрицательных воздействий, достижение комфортных условий жизнедеятельности является очень важной задачей, которую необходимо решать с самого раннего возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Храмцова и др.). Ключевую роль в этом играет семья, которая отвечает за безопасность жизни ребенка и его воспитание [9].
Публикация «Формирование представлений о безопасном поведении дома у детей 5–6 лет в процессе решения проблемных ситуаций» размещена в разделах
В помощь родителям «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья…действует сеть ДОУ», что подтверждает Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [13].
Поэтому в дошкольных организациях продолжается работа по формированию основ безопасного поведения у детей в соответствии с требованиями, отраженными в ФГОС ДО, в котором представлены подходы и принципы организации в данном направлении [6].
В Законе РФ «О безопасности» № 390-ФЗ (2010) понятие «безопасность» объясняется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» [14]. Следовательно, безопасность – это не отсутствие опасности, а защита от нее.
На сегодняшний день уделено достаточно много внимания исследованиям в области проблемы формирования представлений о безопасном поведении детей дошкольного возраста [8]. Над данной темой работали С. Мартынов, К. Ю. Белая, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. И. Гризик, Т. Г. Храмцова, Р. Шакурова и др.
В своих исследованиях педагоги К. Ю. Белая, Т. И. Гризик, Г. К. Морозова и другие пытались найти ответы на вопросы: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни детям?» [1, 3].
К. Ю. Белой разработано пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников». Оно создано в помощь родителям и педагогам и предлагает ряд приемов (вопросы и задания, использование загадок, пословиц, решение кроссвордов и др., с помощью которых можно научить ребенка правилам безопасного поведения, как избежать опасных ситуаций и выйти из них с честью и достоинством [2].
Л. Григорович, С. Мартынов, В. Зимонина предлагают свои методические приемы: рассматривание вместе с детьми рисунков с изображением опасных ситуаций, способных вызвать у них эмоциональный отклик, сопереживание. В старшем возрасте дети способны размышлять, представлять реальную ситуацию, делать выводы о безопасном поведении [4].
Большинство несчастных случаев происходит дома. Родители очень часто оставляют своих подросших детей одних, подготавливая их таким образом к тому, что после школы зачастую первоклассники длительное время находятся дома одни, и не задумываются о том, что именно в этом возрасте дети очень активны [13] : проявляют любопытство, очень эмоциональны, импульсивны, пробуют взять на себя новые обязанности, что приводит при отсутствии должного внимания со стороны родителей к возникновению ситуаций, угрожающих здоровью и жизни детей [7].
Дабы избежать подобных случаев, следует определить свод правил поведения, которых дети должны придерживаться обязательно [10], а также закладывать основу о безопасном поведении дома, закреплять модель действий в проблемных ситуациях. Значительную роль при этом играет выбор методов, приемов и форм организации совместной деятельности взрослых и детей. Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, требующие от дошкольников осмысления и проявления различных личностных качеств (активности, самостоятельности, произвольности, эмоциональной отзывчивости и др.).
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных для объяснения того или иного явления, факта, процесса действительности, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Эта проблема специально создается педагогом, который и направляет ребенка на поиск ее решения, помогая ему приобрести новый опыт деятельности, общения, поведения, проявить инициативу, творчество и самостоятельность.
На основе приобретенных ранее знаний, почерпнутых из реальной жизни, прочитанных художественных произведений, иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов, дети учатся действовать в опасных ситуациях в ходе предложенных игровых, проблемных ситуаций, общения и взаимодействия [8]. Решаются данные ситуации с детьми в определенной последовательности, которую можно более детально рассмотреть в парциальных программах по формированию представлений о безопасном поведении детей.
Л. Л. Тимофеева [11] указывает на то, что решение множества задач дошкольного образования сопряжено с переходом от сообщения информации к погружению детей в определенные ситуации. Поэтому выделяет образовательные ситуации, которые определяет как совместное решение детьми и взрослыми проблемных ситуаций, имеющие следующую структуру:
1. Мотивационно-ориетировочный этап. На данном этапе происходит раскрытие содержания проблемы, выявление мотивации детей. Стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность. Среди других мощных стимулов включения детей в работу, внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку, интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, социальном признании. Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у дошкольников появляется цель — неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.
2. Поисковый этап. Под руководством педагога дети усваивают новые знания, умения, выявляют способы действий. В результате чего находят выход из затруднения.
3. Практический этап дает детям возможность закрепить усвоенные ранее знания. Это происходит в различных видах деятельности.
4. На рефлексивно-оценочном этапе подводятся итоги деятельности: выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы, применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств детей.
Подобный подход к построению взаимодействия с детьми в образовательном процессе делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы [12]. Использование в работе с детьми дошкольного возраста проблемных ситуаций расширяет возможности при формировании творческого мышления, познавательных умений и способностей, познавательного интереса. В результате чего возникают потребности изучить окружающий мир, выявить новые факты. В итоге знания и понятия становятся более полными, насыщенными и выразительными, а мотивы деятельности и поведения основательными. Поэтому со стороны детей можно услышать интересные рассуждения, своеобразные и уникальные мысли, рождаются новые идеи, не входящие в традиционные рамки.
Таким образом, использование проблемных ситуаций при формировании представлений о безопасном поведении у дошкольников, как указывают Т. И. Бабаева и О. В. Солнцева, дают каждому ребенку право на самостоятельный выбор и возможность находить приемлемый для себя вид деятельности, что является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [13].
Используемая литература:
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей. – М. : 2006.
3. Гризик Т. И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2015., Морозова Г. К. Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М., 2014.
4. Как обеспечить безопасность дошкольников : Книга для воспитателей детского сада и родителей. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. – М. : Просвещение, 2006,- 40с.
5. Котлованова О. В. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «БЕЗОПАСНЫЙ Я В БЕЗОПАСНОМ МИРЕ» : программа / О. В. Котлованова, И. Е. Емельянова – Челябинск: «Искра-Профи», 2021. – 124 с. (дополненное и переизданное)
6. Мочалова, И. В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе / И. В. Мочалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 286-288. — URL : https://moluch.ru/archive/235/54484/ ( дата обращения: 29.05.2021).
7. Павлова, Л. И. Математические проблемно-поисковые ситуации /Л. И. Павлова//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. - №6. – с. 55 – 69
8. Погодаева, М. Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности/ М. Погодаева, Т. Ушева// Дошкольное воспитание. – 2014. - №12. – с. 112 – 116.
9. Тимофеева, Л. Л. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников/Л. Л. Тимофеева, Н. И. Королева//Дошкольная педагогика. – 2012. - №7. – с. 61 - 67.
10. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. Детство-пресс – 2019. – 208 с.
11. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2019. – 117 с.
12. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. Дошкольная педагогика. – 2010. - №1. – с. 7 – 12.
13. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.
14. Федеральный Закон «О безопасности» № 116-Ф от 25.07.2002 г.