Получи документы

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр (2 фото)

Ольга Костерина
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии. Сюжетно - ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, является важным средством воспитания. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основной особенностью в игре являются: соблюдение правил.

Публикация «Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Именно в игре дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Так же возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых. Развивается творчество и воображение. Формируются моральные качества : ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство дружбы и товарищества, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий. Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки, но если нет под рукой нужных игрушек, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

Очень часто дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Если ребёнок и был на работе у своих папы или мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых : «Моя мама - экономист. Что делает на работе? Чай пьёт, разговаривает по телефону».

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что ребята, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

получения сведений о профессиях от родителей;

воспитателей детского сада;

от сверстников и детей более старшего возраста;

из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);

приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Информацию о профессиях детям можно преподнести во время педагогического процесса в детском саду (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности).

Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжаться при понижении интереса ребят.

Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики, и девочки. Бывают заметны некоторые отличия, которые нельзя считать абсолютными. Так, девочки с большим удовольствием исполняют роли воспитателя, учителя, продавца, повара, врача, портнихи. Ребята же — водителя, полицейского, пилота, строителя… Однако преобладание подобного направленного интереса не означает, что, допустим, девочки не играют в мальчишечьи игры, — еще как. Да и наоборот.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом : построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника, совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд советских людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан, штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

В рамках взаимодействия нашего Д. сада с МарГУ было проведено открытое занятие «Улица Профессиональная». В ходе предварительной работы мы с ребятами читали художественную литературу о профессиях людей, рассматривали иллюстрации по теме занятия, работали с детьми по книгам - раскраскам по теме «Профессии», а так же разучили стихотворение «Моя мечта». На занятии обсудили с детьми о профессии их родителей. Провели следующие сюжетно-ролевые игры : «Портной», «Почтальон», «Продавец», «Учитель». Отгадывали загадки о данных профессиях. Затем закрепили материал в играх «Что принес почтальон?», «Для какой профессии нужен этот предмет и др.

На учебный год мною был составлен перспективный план сюжетно – ролевых игр на современную тематику. Была проведена большая предварительная работа (в зависимости от темы предстоящей игры).

Для изучения темы наметила следующие задачи:

расширить и обогатить знания о профессиях;

развить и реализовать полученные знания в игре;

формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи;

воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами товарищей по игре;

продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, разные конструкторы, строительный материал.

Во время тематической недели «Профессии наших мам и пап» провела с детьми беседу о значимости труда родителей. Оформила дидактическую игру «Знаю все профессии» и познакомила с нею детей. В совместной деятельности дети много узнали о современных профессиях нашего времени, например о труде менеджера, как он организует работу на предприятии, подбирает специалистов, персонал, организует продажу товаров. Узнали о художнике – дизайнере, который создает красивые вещи, предметы, украшает помещение. На основе этих знаний в группе организовали сюжетно – ролевые игры «Предприятие по продаже игрушек», «Художники – дизайнеры по одежде».

Вне занятий предлагала детям рассмотреть картинки, иллюстрации с изображением людей разных профессий, выяснила, что ребятам известно о работниках детского сада. В ходе индивидуальных бесед уточнила, какие профессии вообще знакомы детям. Задавала вопросы: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему все люди работают?

Так же познакомились с пословицами и поговорками, учились объяснять их смысл. (Пр. : «Почёт и труд - рядом живут», «Труд кормит - а лень портит»).

В ходе совместной деятельности познакомились с профессией врача: стоматолог, лор, офтальмолог; профессией парикмахера, визажиста, мастера по маникюру.

Тема «профессии» прошла через все виды деятельности: на занятии по лепке дети лепили домашних животных - при ознакомлении с профессией фермер; на занятии по рисованию дети в своих работах изображали дизайнерскую одежду, рисовали на тему «строительство нового дома».

С большой охотой дети изготовляли атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Для игры «Почта» клеили из бумаги конверты, марки, мастерили открытки. Для «Больницы» из бумаги делали медицинские карты и талоны. Была открыта «мастерская по ремонту книг» для игры «Библиотека». Для пополнения атрибутами к играм большую помощь оказали родители: сшили профессиональную одежду в уголок ряженья, принесли бескозырки, воротники; руль-якорь для игры в «моряков».

Детям предлагались настольные игры, связанные с профессиями людей, например, «предметное лото», где нужно назвать предмет, объяснить его назначение и назвать профессию человека, которому он нужен. Знакомила детей с играми, связанными с современными профессиями, типа «угадай профессию по ключевым словам», «спор профессионалов», «придумай другое слово»

Была проведена работа с родителями по этой теме, подготовила рекомендации, составила консультации на темы: «ребенок в мире профессий», «воспитание у детей интереса к труду взрослых», «что такое сюжетно-ролевая игра.

Большое значение для сообщения знаний о труде, обогащения представлений имеют экскурсии. В планах посетить с детьми школу, понаблюдать за школьной линейкой, за работой учителя на уроке.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в большей части сюжетно – ролевую игру.

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр
Фото №1 Сюжетно ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка является важным средством воспитания
Публикации по теме:

Игра как метод воспитанияИгра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра - явление многогранное, её можно рассматривать.

Игра в развитии ребенка Игра- многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 19 октября 2014 в 16:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Костерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД