Ирина Аветисова
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий с учётом современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области
" Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий с учетом современных образовательных технологий. "
Подготовил воспитатель:
АВЕТИСОВА Ирина Гарриевна
ЯРЦЕВО
2018
Публикация «Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий с учётом современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы в группе. В связи с этим разрабатывался цикл занятий по обогащению знаний о профессиях, целью, которых является:
- Сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий, в данной группе были использованы такие технологии как :
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технология проектной деятельности
3. Информационно-коммуникационные технологии
4. Технология исследовательской деятельности
5. Мнемотехника
6. Игровая технология (сюжетно-ролевые игры и квест)
7. Технология «ТРИЗ»
Рассмотрим данные технологии поподробнее
(третий слайд)
Здоровьесберегающае технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Основные задачи:
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
(четвертый и пятый слайд)
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность включает в себя:
– Задание для детей, сформулированное в виде проблемы
– Целенаправленную детскую деятельность
– Формы взаимодействия детей с воспитателем
– Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть :
– Познавательно-исследовательского характера
– Игрового характера
– Творческого характер
По продолжительности:
– Краткосрочные проекты(1 неделя- полгода)
– Долгосрочные (полгода - несколько лет)
(шестой и седьмой слайд)
Информационно-коммуникационные технологии
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также магнитофоны.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить :
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
(восьмой слайд)
Технология исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
– эвристические беседы;
– постановка и решение вопросов проблемного характера;
– наблюдения; моделирование (создание моделей);
– опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
(девятый и десятый слайд)
Игровая технология (включает в себя сюжетно-ролевые игры и Квест- технологию)
Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково : дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся.
В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств.
Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ.
Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний.
Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.
Задачи:
– Развитие коммуникативных способностей.
– Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
– Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
– Развитие навыка диалогической речи.
(одиннадцатой слайд)
Квест-технология
Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении :
Это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
– Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
– Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
– Воспитательные – формируются навыки взаимодействия
(двенадцатый слайд)
Мнемотехника
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. Здесь используются мнемотаблицы – это схемы, в которых отражена определенная информация.
В настоящее время появилось много новых профессий, совершенствуются уже известные, появляются новые орудия труда. И в мнемотаблицах нужно показать детям роль современной техники в трудовой деятельности человека и расширить представления об эволюции предметов. Работа с мнемотаблицами позволяет не только сформировать знания о профессиях, о конкретных трудовых процессах, но и улучшить словарный запас
Цель:
– Овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность
Задачи мнемотехники :
– Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
– Формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
– Стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;
– Способствовать запоминанию любой информации
(тринадцатый слайд)
Технология «ТРИЗ»
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ :
– Развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
– Формирование целостной картины мира;
– Воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
– Развитие речи, памяти, творческого воображения.
(четырнадцатый слайд)
И в заключении хотелось бы добавить, чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Спасибо за внимание.