Надежда Шарапова
Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
В 2017 году в России утвердили стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 год.
Цель настоящей стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования продуктов и услуг надлежащего качества.
13 апреля 2017 года в рамках Соглашения о сотрудничестве в области
повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации между Банком России и Минобрнауки России подписана Дорожная карта –
Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017–2021 годы
В дошкольном образовании результатом сотрудничества центрального
банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации стала разработка примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». На основании данной программы был разработан проект «Дошкольная академия финансов».
Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия
ребенка с окружающим миром, его социализации.
Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости,
сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в
отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка
правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему
стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и
взвешенные решения в будущем.
Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая
грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые
помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного
периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое
применение знаний и навыков. Финансовая грамотность и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.