Екатерина Никитина
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- побудить участников мастер-класса к использованию в работе с дошкольниками представленную игру и способствовать разработке дидактических игр педагогами по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОО;
- способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.
Планируемые результаты:
• педагоги активно используют в своей практической деятельности игры экономического содержания по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
• используют в работе дидактическую игру «Поможем князю Владимиру вернуть казну» и разрабатывают дидактические игры по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников;
• установлены партнерские взаимоотношения между педагогами.
Участники мероприятия: педагоги СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Огонек».
Ход мастер-класс:
Здравствуйте уважаемые педагоги, приветствую вас на моем мастер-классе «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру «Поможем князю Владимиру вернуть казну».
Актуальность включения основ финансового воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей. В наш детском саду в воспитательно-образовательный процесс включены программы : Анны Демьяновны Шатовой «Тропинка в экономику», Людмилы Валентиновны Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников», по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по использованию авторской игры «Поможем князю Владимиру вернуть казну» с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная игра представлена в виде книги по мотивам мультфильма «Три богатыря». На каждой странице книги – определенное задание. Дошкольник выполняет все задания на странице. В зависимости от поставленной задачи взрослого какое-либо задание может быть пропущено. Педагог или родитель ведет ребенка по страницам книги.
Эта игра может быть использована для индивидуальной работы, для 1 – 2 человек. Отдельные задания могут быть использованы на непосредственной образовательной деятельности.
Все мы родом из детства и сегодня я предлагаю вам вновь туда вернуться. Закрываем глаза: «В руки палочку возьму, волшебство я призову. Взмах один и взмах другой стали взрослые детворой. Чудо в гости к нам придет, в старину нас унесет».
Появляется князь, выворачивает карманы – там пусто, в другом кармане находит кошелек, открывает, трясет, оттуда выпадает таракан.
Князь (плачет) : Ой –ой-ой. Совсем казна моя опустела. Нет ни золота, ни драгоценностей, на что теперь буду я жить и помощники-богатыри мои как назло на заданиях!
Обращается к педагогу (Никитиной Е. В.) : Как быть то мне теперь?
Никитина Е. В. : Да, Князь, беда! Спроси наших ребят, может они тебе подскажут.
Князь: Ребята, помогите. Как мне пополнить свою казну?
Дети: обратись к Колывану!
Князь: Ооой, столько я назанимал у него, что ему и на глаза теперь показываться нельзя.
Дети: А у вас же в лесу дуб волшебный растет, ты можно деньги выиграть.
Князь: Я теперь в азартные игры не играю.
Дети: Князь, ну иди работай!
Князь: Ха! Князь я или не Князь! Не княжеское это дело – работать!
Дети: В банк сходи!
Князь подходит к маркеру «Банк»
Никитина: Добрый день, присаживайтесь. Чем я могу Вам помочь?
Князь: Мне денег надо…
Никитина: Могу предложить Вам оформить кредит. Назовите ваши данные: фамилия, имя, отчество.
Князь: Князь киевский - Владимир Святославович я.
Никитина: Дата рождения.
Князь: 960 год от рождества Христова.
Спецэффект.
Никитина: Владимир Святославович, извините, но в кредите Вам отказано.
Князь: Кааак, эт почему же?
Никитина: У Вас плохая кредитная история. В вашем княжестве люди тратят деньги не по назначению: богатыри покупают своим женам шубы норковые, другие не берегут энергоресурсы, не умеют правильно распределять семейный бюджет.
Князь: Дааа, не порядок в моем княжестве творится. Кто же мне может помочь в этом разобраться и наполнить мою казну.
Никитина: В этом тебе помогут наши ребята. А ты садись и запоминай.
Ребята, чтобы помочь Князю вы будете выполнять задания и за это получите награждение – монетки.
Держи, Князь кошелек.
Раздаю по группам задания:
1 группа – «Бюджет семьи», «За что платят деньги?»
2 группа – «Реклама», «Экономия»
3 группа – «Лабиринт», «Покупка товара».
Никитина: время на выполнение заданий – 5 минут.
Каждая группа педагогов читают задание, выполняют его.
Никитина: А теперь, ребята, давайте послушаем как каждая команда выполнила задание и сколько заработала денег в княжескую казну.
1 команда:
«Бюджет семьи» : Настасья у Добрыни Никитича тратит очень много денег. Нам нужно было рассказать, как правильно распределять бюджет семьи. Зеленой фишкой мы выделили важные расходы, а синей – второстепенные. К важным расходам относятся: приобретение лекарств, продуктов, одежды и обуви, содержание жилья. К второстепенным: покупка игрушек, украшений, развлечения, отдых.
Никитина: Молодцы, вы справились с заданием, сколько вы заработали?
1 команда: 1 рубль. (прикрепляют монету к кошельку)
«За что платят деньги?». В этом задании нам нужно объяснить за что люди могут получать деньги. Мы рассматривали картинки и выбирали те действия людей, за которые они получают деньги. Люди получают деньги за свой профессиональный труд, за продажу каких-либо товаров, сделанных или выращенных своими руками, пожилые люди получают пенсию. А вот за плохие поступки, отдых, развлечения люди денег не получают. Мы заработали еще один рубль (прикрепляют монету к кошельку). Всего наша команда заработала 2 рубля.
Никитина: Молодцы, ребята, передавайте кошелек другой команде!
2 команда:
«Реклама» : У Алеши Поповича золотые руки, он сделал деревянную ложку и захотел ее продать. Мы помогали Алеше: украсили ложку узором и придумали для нее рекламу: Наша ложка хороша! Расписана необычными узорами, сделана из экологически чистого материала – дерева. Пища станет во много раз вкуснее и ароматнее, если кушать такой ложкой, и уж точно не обожжешься! Если вдруг Вам станет грустно, то нашу ложку можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент, который издает веселый перепляс. С нашей рекламой Алеша Попович очень быстро продал ложку!
Никитина: Молодцы, вы справились с заданием, сколько вы заработали?
2 команда: 1 рубль. (прикрепляют монету к кошельку)
«Экономия» : В следующем задании мы отгадывали загадки, выделяли картинки-отгадки и рассказывали, как можно сохранить тот или иной объект, чтобы сэкономить деньги. Чтобы рационально расходовать воду, свет, газ надо всегда закрывать кран, выключать свет и газ, использовать ресурсы только по назначению. Чтобы игрушки всегда были красивыми с ними нужно аккуратно играть, убирать всегда на свои места, мыть их, не ломать. Бережно относиться надо и к одежде, мебели, книгам. Всего наша команда заработала 2 рубля.
Никитина: Молодцы, ребята, передавайте кошелек другой команде!
3 команда:
«Лабиринт» : Нашей команде нужно было пройти по выбранной дорожке, найти сундук с кладом. Мы заработали … монет (прикрепляют к кошельку).
«Покупка товара» : Аленушка отправила Илью Муромца на базар. Товаров на прилавке было много. Нам нужно было объяснить, как происходит покупка товара. Илья захотел купить самовар, который стоил три рубля. Из кошелька он взял пять рублей. Будет ли сдача? Да, сдача составит: от пяти рублей отнять три рубля получится 2 рубля. Другой вариант: из кошелька Илья может взять монеты другого достоинства, например: 2 рубля. Сможет ли за эти деньги приобрести нужный товар? Нет, надо добавить рубль, получится три рубля тогда сдачи уже не будет.
Всего наша команда заработала … рублей.
Никитина: Ребята, вы помогли Князю собрать казну (3 команда отдает кошелек с монетами Никитиной). Держи!
Князь: Спасибо вам, ребята, что вы мне помогли. Теперь я знаю, как правильно распределять бюджет семьи, экономно расходовать ресурсы и бережно относиться к вещам, как можно свою продукцию разрекламировать и продать, знаю какие расходы важные, а какие второстепенные, могу пользоваться деньгами разного достоинства для какой-то покупки.
До встречи, пошел дальше править своим княжеством!
Никитина: Ну что же, пора возвращаться из сказки в наш детский сад:
Снова палочку взмахну – чудо повторится, и обратно детвора во взрослых превратится.
Никитина: Коллеги, поделитесь своими впечатлениями об этой игре:
1: Я думаю, что в своей работе я буду использовать такую игру, так как с ее помощью можно наглядно объяснить дошкольникам сложный материал.
2: А мне понравилось, что дети могут самостоятельно в игровой форме знакомиться с основными понятиями финансовой грамотности.
3: Эту игру я буду использовать и добавила свои задания, например более подробно раскрыла бы тему «Труд людей».
4: Мастер-класс логично продуман, педагог грамотно представила материал – свою игру, который был понятен всем педагогам.