Марина Савина
Формирование предпосылок читательской грамотности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области детский сад «Солнышко»
«Системный подход и формирование функциональной грамотности обучающихся и воспитанников»
Тема выступления: «Формирование предпосылок читательской грамотности в ДОУ»
Подготовила:
Савина М. А., воспитатель
«Формирование предпосылок читательской грамотности в ДОУ»
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.
Публикация «Формирование предпосылок читательской грамотности в ДОУ» размещена в разделах
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению.
А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.
Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства.
Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.
Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам
Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, мы начали углублённо работать по данной теме. Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей шестого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, обновили книжный уголок, в который внесли в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старались сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия я подобрала высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар., «Рукавичка» (укр. нар,, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Для драматизации литературных произведений с изготовили элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудиосказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
Периодически в группе организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В. В. Сутеевым, Е. И. Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях.
На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С. Есенина «Белая берёза», «Мой любимый книжный герой», А. С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; (конструирование из бумаги «Лукошко для красной шапочки»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»; рисование
Проводим с детьми творческие встречи, литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок (спекталь «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К. Чуковского; спектакль «Ленивая внучка» авторы Н. В. Михайлова. сказка- спектакль «Новогодняя сказка».Спектакль «Машины сказки», игра-викторина «Путанница» по произведениям С. Михалкова). В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей :
эмоциональную отзывчивость;
активность и объективность читательского воображения;
умение пересказывать;
аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Литература:
1. «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., 2004 г., Изд. : Детство-пресс
2. «Добрые досуги по произведениям детских писателей» Белоусова Людмила, 2004 г., Изд. : Детство-пресс
3.»Знакомим со сказочно-былинной живописью» : Учебно-наглядное пособие Курочкина Надежда, 2007 г., Изд. : Детство-пресс
4. «Театр на столе» Петрова Ирина, 2005 г., Изд. : Детство-пресс
5. «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб. : «Детсво-Пресс», 2005.
6.«Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш М. ,Т. Ц. 1999г. ;
7. «Методика работы со сказкой». Рыжова Л. В. СПб: Детство-Пресс, 2012.