наталья мамина
Формирование правовой культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях : социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Публикация «Формирование правовой культуры дошкольников» размещена в разделах
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стили жизни, общения в семье и образовательном учреждении.
Реализация прав ребенка включает :
• Защиту его от всех форм жестокого обращения,
• Защиту его права на образование,
• Права на игру,
• Права на сохранение своей индивидуальности.
Работу над задачей формирования правовой культуры в ДОУ следует начинать с четкого планирования.
Примерный план мероприятий по формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
№
п/п Тематика занятий Цели
1 «О правах – играя» Дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
2 «Ты и твое имя» Способствовать социально-нравственному развитию.
3 «Моя семья» Воспитывать уважение к членам семьи, рассказывать, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения.
4 «Право на любовь» Познакомить детей с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
5 «Я имею право…» Расширять область правовых знаний детей.
6 «Я не должен…» Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
7 «Ценности здорового образа жизни» Познакомить детей со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему.
8 «Конфликты и ссоры» Рассказать о понятиях «конфликт», «ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях. Учить детей избегать ссор, находить пути примирения и согласия.
90 «Дружная семья» Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
10 «Ваши права, дети» Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство уважения к другим людям.
11 «Как поступить правильно» Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективно брать за основу планирования интегрированную деятельность.
Например, знакомя детей с содержанием статьи 7 Конвенции о правах ребенка, в которой говорится, что каждый ребенок имеет право на имя, можно провести с детьми беседу «Мое имя», затем закрепить полученную правовую информацию через игровую и художественную деятельность.
Формированию правовой культуры дошкольников во многом помогает художественная литература, продуманно подобранные темы сюжетной игры, театральной деятельности.
Работа по защите прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении значима и необходима. Наблюдения показывают, что при умелой организации работы, дети начинают внимательно относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.