Дарья Макушкина
Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды.
▼ Скачать + Заказать документы
Макушкина Д. Е., воспитатель
I. Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей предметно-пространственной среды.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:
избирательная направленность человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рушинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
Публикация «Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды,» размещена в разделах
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А. К. Ковалев);
активное познавательное отношение человека к миру (В. Н. Мясищев);
избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т. А. Куликова, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина).
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам - полноценный участник процесса, а взрослый рядом - его товарищ, партнер, помощник.
Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности.
Соответственно для эффективного развития познавательной интересов важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
II. Использование развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей подготовительной к школе группы.
В МБ ДОУ «Детский сад №144» «Золотая рыбка» города Новокузнецка создано единое пространство, гармонично используется среда групповых комнат, кабинетов и залов (музыкального зала, физкультурного зала, участка).
В подготовительной к школе группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, всё оформление в группе исполнено в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используются так же предметы декоративного искусства. Мы продумали, как в группах рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных центров и уголков, учитывая при этом все тонкости. Например: «центр обучения» хорошо освещён, в нём размещаются столы и интерактивная доска.
Предметно-пространственная среда в ДОУ ориентируется на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника, что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.
Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «мини-лаборатория» - подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов, игр и так далее. Предметный мир детского сада обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с нами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми организована:
эстетически грамотная среда (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений);
художественно-декоративная деятельность ребенка. Используются его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных к пространственно-декаративной деятельности от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера;
наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.
Для конструирования мы выделили отдельное место - мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве. В нашей группе оборудованы «Лего Центры», дополненные фотографиями построек, альбомами.
«Центры социально-эмоционального развития» вместе с декорациями, масками, костюмами разрешают быстро создать театральную сцену, цирковую арену, сказочный замок и т. д. Мы используем звуковой «дизайн» в xoде занятий, а также перед сном, во время приема пищи: записи звуков природы, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Также в центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.
В театральной зоне располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми совместно с нами. Здесь же располагаются стеллажи с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по ознакомлению с художественной литературой.
Выделен «Центр детского творчества». Детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочных стендах детского сада. Каждая группа имеет широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.
Рисование для ребенка наряду с игрой деятельностью имеет важное значение, потому, что изобразительная деятельность это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. В группе есть мини «Изостудия», где дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.
Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в детском саду созданы «научные центры», состоящие из уголка природы и места для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами. В «центре науки» наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду», «Игра цвета», «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет дошкольникам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.
«Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д.
«Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Территория дошкольного образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Мы стремимся сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности; оздоравливает детей и вызывает положительные эмоции.
В целях организации досуга воспитанников на территории детского сада расположен мини-стадион и игровые площадки, зона асфальтных игр.
«Экологическая тропинка», «проложена» нами и детьми, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
При построении предметно-развивающей среды в нашей группе, мы учитывали следующие принципы:
Принцип активности самостоятельности, творчества - позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип динамичности - позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип гибкого зонирования - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов - визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости - закрытости - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.
Все элементы предметной среды сочетаются по масштабу, стилю, назначению и имеют свое место в интерьере. Современные требования дизайнеров и искусствоведов к организации ближайшей предметной среды связаны с избавлением от загромождения мало функциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами.
Формирование и развитие познавательных интересов детей в предметно-развивающей среде совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой нами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. В специально созданной среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Нам важно организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Предметную среду, способствующую развитию познавательного интереса, мы проектируем в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Мы учитываем индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставим перед ними непосильные задачи.
Таким образом, развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является её базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребёнка, их переход к более сложным формам.