Получи документы

Формирование познавательной активности через экологическое воспитание

Пелина Валентина
Формирование познавательной активности через экологическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

1. Условия возникновения опыта.

Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе.

Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию, по развитию речи. Работая в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ и обсуждая результаты диагностирования детей совместно с логопедом выявили динамику снижения развития активной речи у детей, недостаточное развитие мелкой моторики за последние года. Диагностика, проведенная педагогом-психологом, подтвердила снижение познавательной активности детей. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об экологии.

Публикация «Формирование познавательной активности через экологическое воспитание» размещена в разделах

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

2. Актуальность и перспективность.

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Живя, в городе, через центр которого проходит федеральная трасса, где уже который год в неисправном состоянии находятся очистные сооружения, где единственная река в городе – это свалка отходов автомобилистов, просто нельзя не говорить об экологической проблеме. Встает вопрос об экологической неграмотности старшего поколения. А ведь у каждого из нас подрастают дети, и мы хотим, чтобы они жили в здоровой экологии. Ведь все те, кто приносит вред природе когда - то тоже были детьми. Поэтому одной из наших задач (родителей, педагогов) - помочь детям стать экологически грамотными.

Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

В решении данной задачи важная роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992) была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года.

Работая по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, одним из важных направлений я считаю экологическое воспитание. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю развитие у детей экологического сознания. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

Особенно меня стал волновать вопрос снижения познавательной активности детей, ведь ребенок по ФГТ должен быть:

физически развитым, овладевшим основными культурно-гигиеническими навыками.

любознательным и активным.

эмоционально отзывчивым.

овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

владеть универсальными предпосылками учебной деятельности

владеть необходимыми умениями и навыками.

Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на три блока:

1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями города экологической направленности – городским Краеведческим музеем, организацией «Мы земляне», созданной на базе начальной школы,

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

На основании ФГТ мы получили возможность объединить все виды деятельности.

Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.

Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

С. Н. Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

Я считаю, что в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка. Складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.

Инструментом в создании таких моделей для меня служит интеграция. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка.

Интеграцию я понимаю как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.

Механизмом интеграции моей деятельности является образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности:

в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);

театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);

музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика и др.

Всё это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для родителей «Воспитание у ребенка познавательной активности»Консультация для родителей «Воспитание у ребенка познавательной активности» Консультация для родителей "Воспитание у ребенка познавательной активности". Что такое «познавательная активность»? Это - готовность и.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности через экологическое воспитание
Опубликовано: 13 июля 2023 в 19:42
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности через экологическое воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Пелина Валентина (УИ 1850467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД