Пелина Валентина
Формирование познавательной активности через экологическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия возникновения опыта.
Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе.
Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию, по развитию речи. Работая в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ и обсуждая результаты диагностирования детей совместно с логопедом выявили динамику снижения развития активной речи у детей, недостаточное развитие мелкой моторики за последние года. Диагностика, проведенная педагогом-психологом, подтвердила снижение познавательной активности детей. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об экологии.
Публикация «Формирование познавательной активности через экологическое воспитание» размещена в разделах
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
2. Актуальность и перспективность.
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Живя, в городе, через центр которого проходит федеральная трасса, где уже который год в неисправном состоянии находятся очистные сооружения, где единственная река в городе – это свалка отходов автомобилистов, просто нельзя не говорить об экологической проблеме. Встает вопрос об экологической неграмотности старшего поколения. А ведь у каждого из нас подрастают дети, и мы хотим, чтобы они жили в здоровой экологии. Ведь все те, кто приносит вред природе когда - то тоже были детьми. Поэтому одной из наших задач (родителей, педагогов) - помочь детям стать экологически грамотными.
Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.
В решении данной задачи важная роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992) была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года.
Работая по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, одним из важных направлений я считаю экологическое воспитание. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю развитие у детей экологического сознания. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.
Особенно меня стал волновать вопрос снижения познавательной активности детей, ведь ребенок по ФГТ должен быть:
физически развитым, овладевшим основными культурно-гигиеническими навыками.
любознательным и активным.
эмоционально отзывчивым.
овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
владеть универсальными предпосылками учебной деятельности
владеть необходимыми умениями и навыками.
Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на три блока:
1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями города экологической направленности – городским Краеведческим музеем, организацией «Мы земляне», созданной на базе начальной школы,
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
На основании ФГТ мы получили возможность объединить все виды деятельности.
Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.
Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
С. Н. Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».
Я считаю, что в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка. Складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.
Инструментом в создании таких моделей для меня служит интеграция. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка.
Интеграцию я понимаю как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.
Механизмом интеграции моей деятельности является образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности:
в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика и др.
Всё это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.