Зилия Байгужина
Формирование познавательного интереса к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста с использованием ширм
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательного интереса к окружающему миру, у детей старшего дошкольного возраста, с использованием ширм.
Автор: Байгужина З. Р., воспитатель МБДОУ "ДС № 244 г. Челябинска"СП
Содержание
1. Актуальность опыта работы
2. Особенности развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ
2.1. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
2.2. Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среде
Публикация «Формирование познавательного интереса к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста с использованием ширм» размещена в разделах
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
2.3. Центры развития старших дошкольников по ознакомлению с окружающим, предметным миром
3. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в педагогическом опыте
3.1. Описание основных элементов представляемого опыта
3.2. Описание опыта работы по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Педагогический опыт по формированию интереса у детей к окружающему миру с помощью многофункциональной ширмой.
4. Заключение
Литература
1. Актуальность
Вопрос совершенствования современной предметно- пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день является наиболее актуальным. Это связано с изменением статуса дошкольного образования в системе образования Российской Федерации, введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, где изложены требования к развивающей предметно-пространственной среде, меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий. Одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо. Являясь частью образовательной среды, развивающая предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии ребёнка. Грамотно организованная развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Именно такие социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребёнка обозначены образовательным стандартом на этапе завершения уровня дошкольного образования. Ребёнок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнёров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Интеграция образовательных областей, деятельностный подход, приоритет игры требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Особенности развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ
Особенности развивающей предметно-пространственной среды – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2.1. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
* Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
* Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
* Должны учитываться национально – культурные условия.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
2.2. Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среде.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
2.3. Центры развития старших дошкольников по ознакомлению окружающим,
предметным миром
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Центр «Экспериментальной деятельности» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы шишки и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
3. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в педагогическом опыте
Цель: сформировать у детей познавательный интерес к природе; способствовать формированию основ безопасного поведения в окружающем мире.
Задачи:
1. Повышать у дошкольников умственную и познавательную активность к изучению природы путём сообщения новых знаний экологического характера, расширения кругозора.
2. Развивать психические процессы: память, наблюдательность, внимание и логическое мышление.
3. Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ, вывод.
4. Развивать практические навыки дошкольников путем взаимодействия с природой.
5. Развивать нравственно-волевых качеств у детей.
6. Способствовать развитию всесторонне-развитой личности ребенка.
7. Развивать у дошкольников художественно-эстетический вкус, способность видеть красоту природы в целом и отдельных её объектов.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сочувствовать и сопереживать её объектам.
9. Приобщать детей к пониманию здоровья как ценности, которую нужно беречь с малых лет.
Формы и методы работы с детьми
· наблюдения - способствуют выявлению уровня знаний детей, развивают речевую активность;
· беседы – развивают логическое мышление, память;
· индивидуальная работа – помогает совершенствовать уровень знаний детей;
· изобразительная деятельность – развивает восприятие, творческие способности;
· поисковая деятельность – развивает умение анализировать, сравнивать, проявлять находчивость;
· праздники, досуги, викторины;
· постановка проблемных ситуаций – учат выявлять проблему и решать её;
· прогулки;
· чтение художественной литературы (считалки, загадки);
· установления причинно-следственных связей в явлениях природы;
В постановке задач, планировании основная роль принадлежит воспитателю. На первом этапе педагог постепенно подключает к работе детей. В педагогическом процессе эффективно использовать разные формы организации воспитания и обучении
Второй этап характеризуется совместной деятельностью педагога и детей. Кроме специально организованных педагогом форм воспитания и обучения у дошкольников должно быть пространство для самостоятельной, свободной деятельности.
3.1. Описание основных элементов представляемого опыта
Сущность опыта заключается в совершенствовании и индивидуализации предметно-пространственной среды, придание ей характера незамкнутой, открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию в группах ДОУ, при активном взаимодействии педагогов, детей и родителей в процессе её построения.
Ширма дает детям возможность развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, изучение цвета и счета, она дает хорошую почву для самостоятельности, активной позиции, коммуникативного толчка, взаимопомощи и поддержки в затруднительных ситуациях. С помощью ширмы возможна организация коллективной и индивидуальной деятельности. Она может служить как игровое поле, как место для уединения, и как часть игровой среды. Использование напольных ширм позволяет педагогу обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей, максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС через смену игрушек, оборудования и прочих материалов. Без замены элементов РППС интерес ребенка к ним постепенно угасает. Изменять структуру РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий, постоянной и целенаправленной смены местоположения для более внимательного к пространству и осуществления поиска нового, более интересного
3.2. Описание опыта работы по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда ДОУ является важным условием успешного образовательного процесса, поэтому соответствие её данным требованиям является первостепенной задачей для дошкольной организации. Наше дошкольное учреждение в течении нескольких лет изучает проблему построения развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. Первым шагом в работе МБДОУ стал проблемно-ориентированный анализ РППС на соответствие ФГОС ДО. Мы провели анализ развивающей среды, и были выделены основные параметры: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность предметно-пространственной среды. Природный или бросовый материал, служит и счётным материалом, и участвует в экспериментальной деятельности, в конструировании, и в художественно-эстетическом развитии, а также может стать предметом заместителем в сюжетно-ролевой игре. Лёгкие мобильные ширмы дети используют для познавательной деятельности, в качестве игрового пространства для сюжетно-ролевых игр. Картинке на ширме можно поменять пожеланию и в зависимости от потребностей и поставленной на данный момент игровой задачи, это может быть больница или магазин. Для мобильности пространства ППРС разделение на зоны мы используем не крупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования. Вариативность среды предполагает наличие в помещениях различных пространств. Планировка наших групп свободная, каждый ребёнок может найти место для различных видов деятельности или самостоятельно организовать для себя место для игры. Дети имеют возможность объединяться небольшими группами или побыть одному в центре уединения. Доступность среды позволяет детям самостоятельно выбирать материал и заниматься различными видами деятельности, не прибегая к помощи взрослого. Все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, доступны для детей. Благодаря активному взаимодействию педагогов, детей и родителей нам удалось создать неповторимую среду в группе. Наша развивающая предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие. Участие родителей в процессе совершенствования РППС позволяет соблюдать принцип открытости, и одновременно изменять развивающую среду группы используя продукты деятельности (рисунки, поделки). Предметно-пространственная развивающая среда в группе имеет открытый характер способной к постоянному изменению. Мы считаем, что созданная РППС в нашем ДОУ выполняет все функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную, и соответствует ФГОС ДО.
3.3. Педагогический опыт по формированию интереса у детей к окружающему миру с помощью многофункциональной ширмой.
Для успешного познавательного развития детей были организованы условия для создания развивающей среды. Так, нами был организован уголок природы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В нём представлены «Календарь времен года», «Календарь времени суток», макет «Дикие и домашние животные», большое количество комнатных растений, мини-лаборатория для экспериментирования с объектами живой и неживой природы. С целью расширения и закрепления новых знаний и умений у детей, была оформлена дидактическая ширма и пособия такие, как: «Живой мир», «Растительный мир», «В саду и в огороде», «Времена года», «Найди пару», «Угадай, чей хвост», «Съедобное - несъедобное», «Кто, где живет?» и др.
Педагогический процесс был организован таким образом, что подобранные формы и методы работы включались в разные виды деятельности детей и педагога : трудовую, экспериментальную, образовательную, игровую.
Мной была взята группа детей старшей группы «Буратино», в количестве 10 человек
Критерии опыта:
- Знаком с некоторыми знаками дорожного движения
- знаком с понятиями улица, дорога, перекресток, остановка
-знаком с правилами безопасного поведения в быту и на улице
- имеет элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными
- имеет представление о предметах ближайшего окружения, их назначениях, признаках
- имеет представления о животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения
- способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы
- использует временные ориентировки в частях суток, днях недели, временах года
Имя ребенка Формирование основ безопасности в быту Формирование целостной картины мира
Знаком с некоторыми знаками дорожного движения знаком с понятиями улица, дорога, перекресток, остановка знаком с правилами безопасного поведения в быту и на улице имеет элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными имеет представление о предметах ближайшего окружения, их назначениях, признаках имеет представления о животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения способен устанавливать элементарные причинно- следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы использует временные ориентировки в частях суток, днях недели, временах года
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Лёня В - + - + - + - + - + - + - + - +
Вова Д - + - + - + - + - + - + - + - +
Соня З - + - + - + - + - + - + - + - +
Егор Л - + - + - + - + - + - + - + - +
Варя М - + - + - + - + - + - + - + - +
Соня С + + + + - + - + - + - + - + - +
Вика А - + - + - + - + - + - + - + - +
Дима Н + + - + - + - + - + - + - + - +
Витя С - + - + - + - + - + - + - + - +
Лера А - + - + - + - + - + - + - + - +
1-начало года (сентябрь- октябрь)
2-конец года (май)
4. Заключение
Результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех проведенных мероприятий:
1. Дети становятся более ответственными.
2. Проявляется способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.
Исходя из данных мониторинга и актуальности были определены задачи работы с детьми:
- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-речевую деятельность;
- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;
- привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Для реализации поставленных задач была изучена методическая литература, подготовлена предметная развивающая среда, оборудованная с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по познавательному и речевому развитию с использованием развивающих игр, дает положительные результаты:
В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.
Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.
У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.
Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.
Можно сделать вывод о том, что познавательно - речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.
Планирую не останавливаться на достигнутых результатах, дальше буду продолжать вести плодотворную работу по познавательно-речевому развитию используя развивающие игры.
Перспективы работы: разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия, публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.
Литература.
1. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и её психологическая безопасность. Справочник старшего воспитателя. 2014-№8
2. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии ФГОС дошкольного образования (электронный ресурс)
3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образованных организаций и родителей и родителей детей дошкольного возраста/ Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М., М. : Федеральный институт развития образования, 2014- с. 96.
4. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, Детство пресс, 2010-5-12с.
5. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями, Справочник старшего воспитателя, 2014-№8.
6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации, Детство пресс, 2010-128с.
7. Петровская В. А. Построение развивающей среды в ДОУ, Москва, 2010.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) от17 октября 2013г., №1155.
9. Федеральный закон «Об Образовании», №273 от 29.12.12.