Ольга Шевцова
Формирование познавательного интереса дошкольников посредством дидактических игр и познавательных вопросов
«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила.
Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться
чудесам новой для них жизни». Альберт Эйнштейн
Именно это качество мы хотели бы сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность. В педагогике познавательный интерес часто рассматривают как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Возникновение познавательного интереса часто связывают с проявлением у детей таких вопросов, как «откуда?», «почему?», «что такое?». Это можно считать преддверием познавательного интереса, так как вопросы фиксируют такие состояния, как любопытство, любознательность, в которых выступает познавательное отношение к миру. Н. К. Крупская считала, что педагоги должны дать ответы на такие вопросы: «Как заинтересовать учащегося», «Как взять для начала материал, который заденет учащегося, заденет ребенка за живое, даст ему толчок, пробудит интерес?» (Крупская Н. К., 1957, с. 551). Любой интерес в его развитом виде не созерцателен, а продуктивен, следовательно, связан с деятельностью. (Щукина Г. И., 1971, с. 9). Познавательный интерес направлен на познание, при этом он обращен не только к содержанию, но и к процессу добывания знаний. Элемент познавательной направленности имеет место в любом интересе, потому что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним, проникнуть в сущность, глубоко и основательно их изучить. Деятельность с интересом отличается от деятельности, которой руководит только чувство долга и ответственности, эмоционально-познавательным отношением, т. е. радостью познания.
Публикация «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством дидактических игр и познавательных вопросов» размещена в разделах
К специальным приемам формирования познавательного интереса можно отнести: создание новизны, актуальности. Средствами возбуждения интереса являются познавательные игры, создание ситуаций успеха (Щукина Т. И., 1971, с. 35). Знания, усвоенные с интересом, глубже, богаче, прочнее. Благодаря интересу развитие ребенка становится шире, многообразнее, из него вырастает активный творческий человек. В дошкольном возрасте познавательный интерес только начинает формироваться, происходит становление произвольности психических процессов.
Вопрос о методах, с помощью которых формируется у детей познавательный интерес – один из важнейших. Безусловно, в первую очередь данное условие должно предполагать сбалансированное сочетание продуктивных и репродуктивных методов развития познавательного интереса.
Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника. Игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. Дидактическая игра дат возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Таким образом, правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательного интереса старших дошкольников и сделать ее наиболее эффективной. У детей есть цель выиграть, обогнать всех остальных, быть лучшим. Они глубоко сосредотачиваются на задании, упорно решают его. Достигнув успеха, дошкольник «стремится к преодолению еще более высоких вершин», а неудачи лишь подстегают его к тому, чтобы подготовиться и в следующий раз добиться своей цели. Все это стимулирует у них познавательную активность, интерес.
Например,
игра «Закончи предложение»,
когда воспитатель говорит начало предложения, а дети должны его закончить. Варианты могут быть разными: «Белка осень собирает орехи, потому что…» «Лимон желтый, а огурец…» «Птицы могут летать, потому что…» «Весной листья на деревьях растут, а осенью…» Представляют интерес для практической работы и игры в загадки-описания. Они упражняют детей в умении выделять существенные признаки предметов окружающего мира, воспитывают внимание.
«Отгадайте загадку», - говорит воспитатель для начала.
- Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве».
А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.
Игра «С чем нельзя в лес ходить»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу. Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
Игра «Кто кем был?»
(для детей с 5 лет) Цель: развитие словесно–логического мышления, умения сравнивать и анализировать.
Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?» …
ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ)
ЛОШАДЬ…. (ЖЕРЕБЁНКОМ)
КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ)
РЫБА… (ИКРИНКОЙ)
ЯБЛОНЯ…. (СЕМЕЧКОМ)
БАБОЧКА…. (ГУСЕНИЦЕЙ)
ХЛЕБ… (МУКОЙ)
ШКАФ…. (ДОСКОЙ)
ВЕЛОСИПЕД…. (ЖЕЛЕЗОМ)
РУБАШКА…. (ТКАНЬЮ)
ДОМ…. (КИРПИЧОМ)
ЖЕНЩИНА…. (ДЕВОЧКОЙ)
СОБАКА…. (ЩЕНКОМ)
СВИТЕР…. (ШЕРТЬЮ)
ПТИЦА …. (ПТЕНЦОМ)
КОЗЁЛ… (КОЗЛЁНКОМ)
ОВЦА… (ЯГНЕНКОМ)
МАСТЕР…. (УЧЕНИКОМ)
Или предложить детям вариант: «Кто кем будет?»
Игра «Закончи предложение»
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие словесно – логического мышления.
Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.
Конфета сладкая, а лимон. Корова мычит, а свинья.
Днем светло, а ночью. Солнце желтое, а небо.
Летом жарко, а зимой. Самолет летит, а машина.
Днем мы обедаем, а вечером. Петух кукарекает, а ворона.
Кузнечик прыгает, а птица. Ты смотришь глазами, а слышишь.
Гусеница ползет, а рыба. Лиса живет в норе, а птица в.
Ты нюхаешь носом, а ешь. Помидор красный, а огурец.
Читатель читает, а писатель. Повар готовит, а врач.
У человека две ноги, а у собаки… Ты смотришь глазами, а дышишь…
Собака лает, а кошка… Певец поет, а строитель…
Трава зеленая, а небо… Машина едет, а лодка…
Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди…
Зимой идет снег, а летом. … Из шерсти вяжут, а из ткани…
Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди…
Игра «Сравнение предметов»
Цель: развитие мыслительных операций.
У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их
сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Пары слов для сравнения:
- МУХА И БАБОЧКА
-ДОМ И ИЗБУШКА
- СТОЛ И СТУЛЬЯ
-КНИГА И ТЕТРАДЬ
-ВОДА И МОЛОКО
-ТОПОР И МОЛОТОК
- ПИАНИНО И СКРИПКА
- ШАЛОСТЬ И ДРАКА
-ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
-ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты
сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае, а по главным признакам.
Игра «Есть или нет?»
Цель: развитие внимания, мышления
Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: развитие словесно– логического мышления, умения сравнивать и анализировать.
Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ.
ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.
ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.
ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.
ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.
БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.
ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.
ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.
НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.
ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.
В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.
КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.
ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.
ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК.
ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.
НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ.
ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.
РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.
КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.
МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.
ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.
КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.
ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.
ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.
МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ
МАМА МОЕТ ПОСУДУ.
ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.
МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.
КОРОВА ТАНЦУЕТ.
ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.
ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ.
ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.
ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН.
НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.
ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ.
В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.
КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.
ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.
КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.
Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно, в процессе накопления информации об окружающем, характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста, а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.
Вот такие интересные вопросы Шавшукова Надежда Григорьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269» предлагает задать воспитанникам:
Почему осы и комары кусают и жалят людей
Может ли жучок съесть целую березу
Почему кошкам не нужна вода, чтобы мыться
Почему жираф такой высокий
Почему у свиньи нос пятачком
Почему филин охотится ночью
Почему коровы не могут жить без человека
Почему люди не имеют такой шерсти на теле, как у животных
Зачем кошке усы
Для чего верблюду горбы
Для чего цветут цветы
Почему муха не может прыгать
Почему собаки очень любят грызть кости
Почему в Африке очень жарко
Почему у зайца длинные уши
Почему черепаха передвигается медленно
Почему бананы бывают желтого цвета
Почему кошка бегает за мышкой
Почему собака виляет хвостом
Чем отличается морковь от огурца
Отчего у гуся лапы красные
Почему откусанное яблоко темнеет
Почему ель всегда зеленая
Почему идет снег
Зачем рыбе жабры
Почему у кенгуру передние лапы короче задних
Почему паук не прилипает к паутинке
Почему уши у кузнечика на ногах
Почему кошка мяукает
Зачем носорогу рог
Почему собака бывает кусачей
За что принц полюбил Золушку
Зачем люди фотографируются
Как спасти Колобка
Зачем люди здороваются
Почему у Мальвины голубые волосы
Зачем дети ходят в детский сад
Почему мужчины дарят женщинам цветы
Для чего мы ставим елку
Зачем люди читают газеты
Почему люди иногда врут
Что такое сюрприз
Почему говорят: «Ползет, как черепаха»
Для чего нужен телефон
Для чего нужна одежда
Почему у светофора три цвета, а не больше
Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой
Кто такой домовой и где он живет
Почему самолет летает, а крыльями не машет
Отчего прокисает молоко
Почему брошенная в воду спичка плавает, а иголочка утонула
Почему ночью темно
Почему солнце горячее
Почему на море бывают волны
Чем отличается молоко от воды
Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой
Почему конфеты сладкие
Почему лед скользкий
Почему в холодильнике холодно
Почему рыба плавает и не тонет
Почему вода легче проходит через песок, чем сквозь глину
Почему солнышко встает
Почему цветы вянут
Гигиена и здоровье
Зачем люди парятся в бане
Почему человек не может жить без воды и без пищи
Почему нельзя долго смотреть телевизор
Почему человек мигает
Зачем человеку волосы на голове
Зачем проветривают комнату
Как делают мультики
Почему в опере все поют
На что похож жираф
Где ложится ветер спать
Что такое страх
Почему лисичка – сестричка
Что можно увидеть с зарытыми глазами
Любит ли Дед Мороз чупа-чупсы
Что на свете вкуснее всего
Какая книжка самая интересная
Землетрясения бывают, а моретрясения
Умеет ли ветер работать
На что похожа луна
Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим.
Сократ