МААМ-картинки

Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Людмила Бирюкова
Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира у детей раннего и младшего дошкольного возраста является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают, предлагают какие нужно взять материалы, предметы и оборудование. Затем мы все вместе повторяют и обсуждают, что же получилось.

Это необходимо и для формирования основ понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений об объектах и явлениях. Узнавать истину, находить причину, привлекать детей участвовать в эксперименте, но основная роль остаётся за педагогом.

Цель и задачи экспериментальной деятельности

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных способностей, становлению сознания, посредством детского экспериментирования.

Задачи:

- Дать представления детям об объектах живой и неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

- Развивать познавательные способности, мышление, речь, суждения в процессе исследовательской деятельности при достижении результата.

- Поддержать интерес к исследованиям, открытиям, используя для этого созданные условия.

- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с объектами природы.

- Соблюдать правила безопасности в природе и по отношению к себе.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, для формирования основ понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений об объектах и явлениях. Дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают, предлагают какие нужно взять материалы, предметы и оборудование. Затем все вместе повторяют и обсуждают, что же получилось

В нашем детском саду эту работу организуют в группах младшего возраста. В своей работе педагоги организуют различную тематику содержания и возможные формы, методы и приёмы проведения экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Предложенные формы работы с детьми проводится в мини-группах (по возможности в парах). Такая работа помогает преодолевать различные коммуникативные трудности этих возрастов (конфликтность, неумение слушать и слышать сверстников и др.). Узнавать истину, находить причину, привлекать детей к прямому участию в эксперименте, но основная роль остаётся за педагогом и родителями.

Научить каждого ребёнка любить и

беречь окружающий мир

– невозможно без помощи

родителей и поддержки семьи.

Педагогика Сотрудничества появившаяся, как альтернатива авторитарной педагогике вызвала появление социального, общественного и государственного заказа на профессионально - мобильных специалистов, способных работать творчески, нестандартно, реализовывать собственные интересы и интересы своих малышей.

Это даё т возможность понять:

- как педагогические технологии могут быть использованы в практической деятельности домашних условиях.

- Как разнообразная деятельность с детьми направлена на решение задач развития ребёнка и задач экологического образования.

В процессе этой работы мы даём примерные, рекомендации и советы родителям, что бы они не торопились, не давать ребенку готовые ответы, а представить возможность самому подумать о причинах того или иного явления.

Рекомендуем не спешить даже после того, как убедившись, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить и только тогда задавать ему наводящие вопросы и подводить его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. В этой работе помогают педагогические ситуации.

Это специально подобранные опытнические ситуации, которые позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства объекта природы, его стороны, особенности растений, животных, своеобразие их жизнедеятельности :

К проведению экспериментов привлекаются и родители. Родителям предлагаются провести, повторить с детьми дома ряд игр с водой, с мыльными пузырями, с песком. Обсудить, почему тает сосулька, почему не получается куличик и т. д.

Детям предложить, чтобы они поделились с мамой и папой своими новыми открытиями, которые они осуществили в детском саду. В помощь родителям предлагается картотека игр из простых экспериментов, которые можно провести дома с ребёнком. Составлен сборник «Методические рекомендации….», который окажет большую помощь в организации экспериментальной деятельности, не только педагогам, но и студентам педагогических колледжей, всем кто занимается экспериментальной работой с детьми дошкольного возраста. Востребованными, в нашем коллективе стали подобранные материалы и методические рекомендации для проведения консультаций с родителями, для проведения педагогических советов, виде решения педагогических ситуаций. Прочитав их, родители и педагоги смогут узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе. Убедиться, ещё раз, как это полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. Например такие ситуации:

Воспитатель принесла пучок сухих веточек и сказала, что у нас скоро произойдет чудо. Мы поставили веточки в кувшин с водой и стали ждать чуда. Но чудо все не появлялось. Веточки стояли голые и тоскливо смотрели на холодное окно. Мне уже надоело ждать его, этого чуда. Но вот однажды на веточке лопнул комочек, и появился красивый зелёненький листочек. А еще через день почти на каждой веточке выросли нежные листочки. Они были очень красивые. Они, как огоньки на елке, сидели на веточках. А снежинки за окном все летели и летели.

Разве это не чудо? – спрашивала нас воспитатель. – За окном мороз трещит, снежинки в воздухе кружатся, а на окне, на цветочках появились нежные зелёные листочки.

«Огород на окне»

Цель: показать значение и роль воды в жизни растений, животных и человека.

– что изменилось у лукавицы?

– какими стали корни, сама лукавица?

– какими стали листья луковицы?

– какие условия помогают расти лукавице?

Что же растет в банке?»

Не заменимые эксперименты в процессе трудовой деятельности.

Стирка кукольного белья

Цель: показать свойство воды, переход из одного состояния в другое и её испарение.

Когда стираем

Когда сушится кукольное бельё

Элементарные опыты и экспериментирования с объектами живой природы

Цель: Опытным путём определить и установить некоторые особенности органов чувств, поведение и действия животных: хорошо ли слышит кошка? какую пищу предпочитает.

(положить перед кошкой кулёчки с завёрнутыми в них конфетку, морковку, рыбу.

Ход проведения эксперимента

Сейчас мы с вами проверим, что любит наша кошка. Вот, у меня 3 одинаковых пакетика. В них находятся различная еда. Я кладу их перед кошкой. Смотрите, как она обнюхивает пакетики. И трогает лапкой вот эти. Мы сейчас посмотрим, что же в них находится). Давайте посмотрим, почему же она не трогает этот пакетик? Да, в нём лежит конфетка. А кошки не любят их. Усы кошке помогли определить по запаху, где же находится её любимая еда - мясо или рыба.

- А сейчас поменяем местами пакетики и посмотрим, что же произойдет.

- Смотрим, почему же кошка стала трогать вот этот пакетик. Да, все правильно, она по запаху определила свою любимую еду.

Кошка «прощается» с детьми.

Вывод: Наши психолого-педагогические исследования, показали, что в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей систему представлений о живом и неживом мире природы, а так же можно воспитать правильное восприятие природы ценностное, бережное и заботливое отношение к ней. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания и доступен для восприятия детьми младшего дошкольного возраста.

Итог: таким образом, элементарные опыты и экспериментирование – это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчётливо проявляется свойства объектов природы, жизнедеятельность растений, животных всех живых существ, человека и их связь со средой обитания.

Желаем, чтоб мечты сбывались.

Светились радостью глаза.

Чтоб никогда не расставались

Вы с детской верой в чудеса!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста на лето Тема № 1 «Свойства песка» Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом» Задачи: - формировать познавательный интерес и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности через экспериментирование.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июня 2023 в 11:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бирюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД