Людмила Бирюкова
Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира у детей раннего и младшего дошкольного возраста является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
Дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают, предлагают какие нужно взять материалы, предметы и оборудование. Затем мы все вместе повторяют и обсуждают, что же получилось.
Это необходимо и для формирования основ понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений об объектах и явлениях. Узнавать истину, находить причину, привлекать детей участвовать в эксперименте, но основная роль остаётся за педагогом.
Цель и задачи экспериментальной деятельности
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных способностей, становлению сознания, посредством детского экспериментирования.
Задачи:
- Дать представления детям об объектах живой и неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
- Развивать познавательные способности, мышление, речь, суждения в процессе исследовательской деятельности при достижении результата.
- Поддержать интерес к исследованиям, открытиям, используя для этого созданные условия.
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с объектами природы.
- Соблюдать правила безопасности в природе и по отношению к себе.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, для формирования основ понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений об объектах и явлениях. Дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают, предлагают какие нужно взять материалы, предметы и оборудование. Затем все вместе повторяют и обсуждают, что же получилось
В нашем детском саду эту работу организуют в группах младшего возраста. В своей работе педагоги организуют различную тематику содержания и возможные формы, методы и приёмы проведения экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Предложенные формы работы с детьми проводится в мини-группах (по возможности в парах). Такая работа помогает преодолевать различные коммуникативные трудности этих возрастов (конфликтность, неумение слушать и слышать сверстников и др.). Узнавать истину, находить причину, привлекать детей к прямому участию в эксперименте, но основная роль остаётся за педагогом и родителями.
Научить каждого ребёнка любить и
беречь окружающий мир
– невозможно без помощи
родителей и поддержки семьи.
Педагогика Сотрудничества появившаяся, как альтернатива авторитарной педагогике вызвала появление социального, общественного и государственного заказа на профессионально - мобильных специалистов, способных работать творчески, нестандартно, реализовывать собственные интересы и интересы своих малышей.
Это даё т возможность понять:
- как педагогические технологии могут быть использованы в практической деятельности домашних условиях.
- Как разнообразная деятельность с детьми направлена на решение задач развития ребёнка и задач экологического образования.
В процессе этой работы мы даём примерные, рекомендации и советы родителям, что бы они не торопились, не давать ребенку готовые ответы, а представить возможность самому подумать о причинах того или иного явления.
Рекомендуем не спешить даже после того, как убедившись, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить и только тогда задавать ему наводящие вопросы и подводить его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. В этой работе помогают педагогические ситуации.
Это специально подобранные опытнические ситуации, которые позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства объекта природы, его стороны, особенности растений, животных, своеобразие их жизнедеятельности :
К проведению экспериментов привлекаются и родители. Родителям предлагаются провести, повторить с детьми дома ряд игр с водой, с мыльными пузырями, с песком. Обсудить, почему тает сосулька, почему не получается куличик и т. д.
Детям предложить, чтобы они поделились с мамой и папой своими новыми открытиями, которые они осуществили в детском саду. В помощь родителям предлагается картотека игр из простых экспериментов, которые можно провести дома с ребёнком. Составлен сборник «Методические рекомендации….», который окажет большую помощь в организации экспериментальной деятельности, не только педагогам, но и студентам педагогических колледжей, всем кто занимается экспериментальной работой с детьми дошкольного возраста. Востребованными, в нашем коллективе стали подобранные материалы и методические рекомендации для проведения консультаций с родителями, для проведения педагогических советов, виде решения педагогических ситуаций. Прочитав их, родители и педагоги смогут узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе. Убедиться, ещё раз, как это полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. Например такие ситуации:
Воспитатель принесла пучок сухих веточек и сказала, что у нас скоро произойдет чудо. Мы поставили веточки в кувшин с водой и стали ждать чуда. Но чудо все не появлялось. Веточки стояли голые и тоскливо смотрели на холодное окно. Мне уже надоело ждать его, этого чуда. Но вот однажды на веточке лопнул комочек, и появился красивый зелёненький листочек. А еще через день почти на каждой веточке выросли нежные листочки. Они были очень красивые. Они, как огоньки на елке, сидели на веточках. А снежинки за окном все летели и летели.
Разве это не чудо? – спрашивала нас воспитатель. – За окном мороз трещит, снежинки в воздухе кружатся, а на окне, на цветочках появились нежные зелёные листочки.
«Огород на окне»
Цель: показать значение и роль воды в жизни растений, животных и человека.
– что изменилось у лукавицы?
– какими стали корни, сама лукавица?
– какими стали листья луковицы?
– какие условия помогают расти лукавице?
Что же растет в банке?»
Не заменимые эксперименты в процессе трудовой деятельности.
Стирка кукольного белья
Цель: показать свойство воды, переход из одного состояния в другое и её испарение.
Когда стираем
Когда сушится кукольное бельё
Элементарные опыты и экспериментирования с объектами живой природы
Цель: Опытным путём определить и установить некоторые особенности органов чувств, поведение и действия животных: хорошо ли слышит кошка? какую пищу предпочитает.
(положить перед кошкой кулёчки с завёрнутыми в них конфетку, морковку, рыбу.
Ход проведения эксперимента
Сейчас мы с вами проверим, что любит наша кошка. Вот, у меня 3 одинаковых пакетика. В них находятся различная еда. Я кладу их перед кошкой. Смотрите, как она обнюхивает пакетики. И трогает лапкой вот эти. Мы сейчас посмотрим, что же в них находится). Давайте посмотрим, почему же она не трогает этот пакетик? Да, в нём лежит конфетка. А кошки не любят их. Усы кошке помогли определить по запаху, где же находится её любимая еда - мясо или рыба.
- А сейчас поменяем местами пакетики и посмотрим, что же произойдет.
- Смотрим, почему же кошка стала трогать вот этот пакетик. Да, все правильно, она по запаху определила свою любимую еду.
Кошка «прощается» с детьми.
Вывод: Наши психолого-педагогические исследования, показали, что в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей систему представлений о живом и неживом мире природы, а так же можно воспитать правильное восприятие природы ценностное, бережное и заботливое отношение к ней. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания и доступен для восприятия детьми младшего дошкольного возраста.
Итог: таким образом, элементарные опыты и экспериментирование – это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчётливо проявляется свойства объектов природы, жизнедеятельность растений, животных всех живых существ, человека и их связь со средой обитания.
Желаем, чтоб мечты сбывались.
Светились радостью глаза.
Чтоб никогда не расставались
Вы с детской верой в чудеса!