Цветкова Елизавета
Формирование поведения у детей младшего дошкольного возраста средствами игры
▼ Скачать
Формирование культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста средствами игры.
Цветкова Елизавета Андреевна.
Г. Дзержинск.
Окружающий нас мир входит в жизнь ребёнка постепенно. Сначала его мир состоит из мамы и папы, потом в жизни появляются незнакомые ему люди. Чтобы малыш мог комфортно и легко общаться с окружающим миром, его нужно этому научить. Сам он пока не знает как вести себя в той или иной ситуации.
Публикация «Формирование поведения у детей младшего дошкольного возраста средствами игры» размещена в разделах
Здесь мы обращаемся к воспитанию культуры поведения. Это огромная работа проделанная как родителями, так и педагогами в дошкольном учреждении. Именно от них зависит дальнейшая коммуникация ребёнка и окружающего мира. В дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.
Следует отметить, что воспитание культуры поведения это именно командная работа семьи и педагога. Каждая семья индивидуальна, в ней есть свои традиции, правила, нормы поведения. И обязанность каждой семьи – развить культуру поведения своего ребенка с помощью своих поступков и тех действий, которые помогут в последствии ребенку анализировать свои и чужие поступки с таких общечеловеческих позиций, как добро и зло.
Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя культура (уважение к окружающим и др.).
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Самый эффективный способ формирования поведения – игра. Всё детство ребёнок познает этот мир через игру. Он играет с вещами и через тактильные ощущения различает твердое, мягкое, теплое и горячее.
Игра – средство представления и понятия культуры поведения, даёт ребёнку в яркой и доступной, а также интересной форме узнать как принято себя вести, заставляет его задуматься над своим поведением.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Они затрагивают правила гостевого этикета и не только. Возьмем в пример постановку по сказке "Репка". В этой игре чётко виден семейный этикет. Каждый в семье должен поддерживать друг друга, как в случае с "Дедкой". Ему на помощь пришла вся семья в том числе и домашние животные, что тоже показывает отношение сказки к нашим маленьким друзьям, они являются частью семьи. Не было бы хотя бы одного, они бы не справились. Это говорит о том, что каждый в семье важен.
В каждой сюжетно-ролевой игре можно найти моменты воспитания культурного поведения. Например игра в разные профессии продавец, врач и т. д. Можно акцентировать внимание детей на правила поведения в магазине или поликлинике.
Дидактические игры хороши при отработке правил норм и этикета, также их можно сделать самостоятельно. Таких игр огромное количество и задания могут быть самыми разными: выбери подарок маме, папе, брату; выбери карточки со столовыми приборами для обеденного стола; выбери подходящие цвета для твоих брюк; выбери какую одежду можно надеть на прогулку зимой, летом, осенью.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, окружающему нас миру, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым.
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды. Оценка действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры — игры-упражнения (у каждой вещи своё место, поддержание порядка, игры-инсценировки (умеешь ли ты дружить). Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Дети способны проявлять большую активность и самостоятельность не только в игровой деятельности и самообслуживании, но и в различных видах труда, в общении с окружающими людьми и природой. Усвоенные навыки дети используют в новых для них жизненных ситуациях. Постепенно эти навыки переходят в устойчивую привычку.
Список литературы:
Артемьева, Т. И. Развитие личности и ее способностей /Т. И. Артемьева. -М. : АСТ, 2009.
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. — М. : Логос, 2012
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности /Л. И. Божович. — М. : Инфра-М, 2011.