Анжелика Чумак
Формирование первичных представлений о малой Родине с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
младшего дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени образования – дошкольном образовании.
Публикация «Формирование первичных представлений о малой Родине с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания основ гражданственности. Через накопление детьми социального опыта жизни и усвоении принятых в обществе норм поведения, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города и родной страны происходит воспитание у дошкольников гражданских чувств. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился.
В рамках данной темы были разработаны: перспективный план, конспекты занятий, консультационный материал для родителей, оформление фото альбома «Папа, мама, я- дружная семья».
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В младшем дошкольном возрасте оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Поэтому в своей работе большое внимание уделяем работе над понятием «семья», проводим беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, как они вместе отдыхают, готовим подарки для родных.
Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе - что такое поселок, но их необходимо знакомить с этим понятием. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому мы проводим наблюдения непосредственно возле дошкольного учреждения. Наше знакомство началось с близ лежащих улиц и домов. Вместе с детьми мы рассматриваем дома, обращая внимание детей на то, что домов много, они разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома и каждой квартиры есть свой номер.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через прогулки, наблюдения прививаем любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, о разных породах деревьев, произрастающие в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение родного края.
Приобщаем детей к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Рассказывая детям, что у каждого народа есть свои праздники, мы знакомим с тем, как отмечаем масленицу (проводы зимы, когда пекут блины, поют частушки и танцуют. Отмечая Пасху, пекут пасхальные куличи, красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной игрой для ребёнка, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Для решения поставленных задач, необходимо было подобрать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера русского человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. Большое внимание уделяем подбору книг для детей.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Особое значение для воспитания детей отводим фольклорным произведениям: пословицам, поговоркам, потешкам. В течении многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.
Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию патриотических чувств. Вместе с музыкальным руководителем разучиваем и исполняем песни, танцы.
Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Так, изучая тему «Моя Семья» в процессе непосредственно образовательной деятельности, использовали игру «Моя семья», где основной целью было расширять представления детей о членах семьи, их семейных обязанностях. Кроме того, в ходе режимных моментов мы постарались создать условия для возникновения желания поиграть вместе с воспитателем в игру «Кто что делает?», «Детский сад», «Больница», «Ждём гостей», из кубиков строим дома, дороги, улицы.
Дидактическая игра рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание. Изучая тему «мой родной город», мы использовали игры «Узнай здание», «Лото», «Из каких мы сказок», «Путешествие по городу».
На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные подвижные игры: «Ходит Ваня», «Гуси-Гуси», «Заинька», «Каравай», «У медведя во бору».
Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Для более глубоко анализа провели анкетирование: «Какие мы родители». К своему сожалению, узнали, что родители не ставят своей главной задачей воспитывать патриота, т. к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Мы постарались разъяснять родителям, насколько важно учить ребёнка вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям-отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это всё постепенно и основательно водит в социальный опыт ребёнка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Используем различные формы взаимодействия с родителями : беседы, консультации; материалы папок-передвижек, материалы информационного стенда; родительские собрания; выставки совместных работ;
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире. Воспитать патриота своей страны ответственная и сложная задача.