Наталья Котенева
Формирование первичных представлений о цвете, форме и размере
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников. Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величина,)
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Публикация «Формирование первичных представлений о цвете, форме и размере» размещена в разделах
• Формирование умений обследовать предметы, выделяя величину, включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним;
• Формирование умений называть свойства предметов : большой, маленький;
• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (большой мяч – маленький мяч);
• Развитие умения различать количество предметов : много – один (один - много);
• Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания;
• Формирование умений отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
• Воспитывать желание слушать стихотворения, сопровождать чтение поэтических произведений игровыми действиями.
Планируемые результаты:
• Различать один и много предметов.
• Может образовать группу из однородных предметов.
• Общается в диалоге со взрослыми.
• Слушает доступные по содержанию стихотворения.
• Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу.
• Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.
Приемы работы:
• Игра;
• Художественное слово;
• Показ и объяснение способов выполнения действия;
• Самостоятельное выполнение действий;
• Помощь;
• Вопросы;
• Показ игрушки;
• Повтор ребёнком слов, фраз за воспитателем;
• Поощрение;
• Включение движения рук по предмету;
• Подвижные игры;
• Самостоятельное выполнение действий.
Материалы: корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребёнка); две коробки разной величины; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Воспитатель читает стихотворение и отбивает от пола мяч.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Мячик, мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю.
Я с мячом играть люблю.
Е. Железнова
Воспитатель показывает детям мяч.
- Дети, что это?
- Сколько у меня мячей?
Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.
- Посмотрите, что лежит в коробочке?
- Посмотрите, мячи в корзине большие и маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру его и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке.
- Какой по величине этот мяч?
- Возьми, Арина, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках!
- У Арины в руках маленький мяч. Арина, какой по величине этот мяч?
- Ребята, какой по величине мяч спрятался у Арины в ладошках?
- Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.
Воспитатель показывает большой мяч.
- Вот это большой мяч. Максим, возьми его ладошками.
- Спрятался большой мяч в ладошках?
- Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками.
- Какой по величине этот мяч?
- Покажите все руками, какой большой мяч.
Дети сидят на стульчиках полукругом
Ответы детей – мяч
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
(много)
Ответы детей. (мячики)
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Ответ ребёнка – Маленький
Маленький
Индивидуальные и хоровые ответы детей
Дети соединяют кисти рук в форме шара.
Ответ ребёнка – нет.
Ребёнок берёт мяч двумя руками и прижимает к себе.
Индивидуальные и хоровые ответы детей. (большой)
Дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.
Сортировка мячей по величине
- Ребята посмотрите, у меня есть две коробочки: большая и маленькая.
- Какая по величине эта коробочка?
- А это какая коробочка?
- Давайте в большую коробочку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие.
- Я беру мяч и кладу его в большую коробку. В какую коробку я положила большой мяч?
-Даша, возьми один мячик.
Какой по величине мяч взяла Даша?
-Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч?
Это большая коробочка.
Это маленькая коробочка
В большую
Маленький
В меленькую
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине, раскладывая их в большие и маленькие коробки. При этом воспитатель побуждает детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч», «маленький мяч», «большую коробку», «маленькую коробку», используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.
Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.
- Сколько мячей в корзине?
- Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки: большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие.
- Молодцы, у вас всё хорошо получилось.
- Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.
Ответы детей
Давайте поиграем.
Малоподвижная игра «Соберём мячики»
Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь.
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Н. Пикулева
Воспитатель произносит: «Раз! Два! Три! Мячи лови!» - и просит детей считать вместе с ней.
Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате.
Дети повторяют слова за воспитателем.
Дети собирают мячи и приносят воспитателю.